О палатеНовостиДеятельностьПротиводействие коррупцииГосслужбаЛичный приёмСовет КСОНормативная база

Рассылки

Заключение Контрольно-счетной палаты Законодательного Собрания Приморского края на проект закона Приморского края "О краевом бюджете на 2012 год"

Заключение Контрольно-счетной палаты Законодательного Собрания Приморского края на проект закона Приморского края "О краевом бюджете на 2012 год" (далее - Заключение) подготовлено в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Законами Приморского края от 2 августа 2005 года № 271-КЗ "О бюджетном устройстве, бюджетном процессе и межбюджетных отношениях в Приморском крае" и от 13 апреля 2000 года № 89-КЗ "О Контрольно-счетной палате Законодательного Собрания Приморского края".

При подготовке Заключения проанализированы основные направления бюджетной и налоговой политики Приморского края на 2012 год и на плановый период 2013-2014 годов, предварительные итоги социально-экономического развития Приморского края за январь-август 2011 года и ожидаемые итоги социально-экономического развития Приморского края на 2011 год, показатели прогноза социально-экономического развития Приморского края на 2012 год и плановый период 2013-2014 годов, среднесрочного финансового плана Приморского края на 2012 год и плановый период 2013-2014 годов, проект закона Приморского края "О краевом бюджете на 2012 год", использованы материалы контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, проведенных Контрольно-счетной палатой Законодательного Собрания Приморского края (далее - Контрольно-счетная палата).

Прогнозируемые на 2012 год основные макроэкономические показатели, являющиеся основой для формирования краевого бюджета на 2012 год, подтверждены данными Приморскстата за январь-июль 2011 года.

Следует отметить, что в Приморском крае наблюдается неблагоприятная демографическая ситуация. Так по состоянию на 1 июля 2011 года численность постоянного населения Приморского края уменьшилась с начала года на 1 383 человека и составила 1 952,1 тыс. человека, при этом естественная убыль населения выросла на 13,2 %.

Законопроект, предложенный Администрацией Приморского края на 2012 год, является сбалансированным. Доходы предложены в сумме 58 042,4 млн рублей, расходы - в сумме 58 042,4 млн рублей.

Налоговые и неналоговые доходы прогнозируются в объеме 46 169,1 млн рублей, что на 10,4 % или на 4 346,7 млн рублей выше годовых бюджетных назначений на 2011 год. Безвозмездные поступления законопроектом предусмотрены в сумме 11 873,3 млн рублей. Окончательная сумма бюджетных назначений по безвозмездным поступлениям будет определена после принятия федерального закона о федеральном бюджете на 2012 год.

Предложенные законопроектом годовые бюджетные назначения по отдельным доходным источникам краевого бюджета на 2012 год нуждаются в дальнейшем уточнении. Контрольно-счетная палата считает заниженным объем поступлений налогов, сборов и платежей в краевой бюджет по налоговым и неналоговым доходам на 2012 год на 37,2 млн рублей, в том числе: налога на имущество организаций - на 15,1 млн рублей, платы за негативное воздействие на окружающую среду - на 22,1 млн. рублей.

Закон Приморского края "О программе приватизации имущества, находящегося в собственности Приморского края на 2012 год" в настоящее время не принят, в связи с чем объем доходов от реализации имущества, находящегося в государственной собственности, вызывает сомнение.

По сравнению с 2011 годом расходная часть краевого бюджета претерпела существенные изменения.

В соответствии с Основными направлениями бюджетной политики на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов, утвержденными Министерством финансов Российской Федерации, в рамках перераспределения полномочий между уровнями бюджетов:

осуществлен перевод полиции на полное финансовое обеспечение за счет средств федерального бюджета;

с 1 января 2012 года вопросы организации медицинской помощи населению переданы в ведение органов государственной власти Приморского края.

Кроме того, введена новая система оплаты труда работников государственных учреждений Приморского края согласно постановлению Администрации Приморского края от 30 мая 2011 года № 138-па.

В рамках реализации Программы повышения эффективности бюджетных расходов до 2013 года, утвержденной постановлением Администрации Приморского края от 23 марта 2011 года, реформированы краевые бюджетные учреждения на три типа - казенные, бюджетные и автономные.

По сравнению с 2011 годом законопроектом уменьшены бюджетные ассигнования на цели, требующие повышенного внимания, а именно:

на содержание детских домов, имеющих статус казенных - на 20,1 млн рублей или на 4,7 %;

на содержание государственного казенного учреждения здравоохранения "Краевой психоневрологический дом ребенка" - на 2,5 млн рублей или на 1,7 %;

на оздоровление детей - на 29,5 млн рублей или на 16,9 %;

на государственную социальную помощь малоимущим гражданам и реабилитированным лицам - на 1,0 млн рублей или на 19,2 %, что ниже уровня 2011 года, в связи со снижением среднего размера выплат (2011 год - 2329 рублей, 2012 год - 1 880,91 рублей);

на материальную помощь гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации - на 11,7 млн рублей или на 68,0 %;

на ежемесячные денежные выплаты опекунам (попечителям) на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством) - на 9,3 млн рублей или на 2,2 % в связи с уменьшением нормы выплаты в месяц (2011 год - 4900 рублей, 2012 год - 4852 рублей).

В течение четырех лет не пересматривались, несмотря на увеличение стоимости продуктов питания и одежды, социальные выплаты, связанные с материальным обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лицам из их числа. Выплаты производятся по денежным нормам, которые утверждены еще в 2007 году.

Только с учетом прогнозируемого уровня инфляции на 2012 год - 6 % на указанные цели необходимо не менее 38,0 млн рублей (план - 35,9 млн рублей).

Без применения индексации размеров выплат в 1,06 раза на мероприятия в области социальной политики на выплату адресной помощи инвалидам и членам семей военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов, погибших в ходе локальных войн и вооруженных конфликтов, в рамках краевой целевой программы "Социальная поддержка ветеранов Великой Отечественной войны, инвалидов Великой Отечественной войны, инвалидов боевых действий, ветеранов боевых действий и членов их семей" на 2008-2012 годы предусмотрено 3,8 млн рублей.

На уровне 2011 года законопроектом предусмотрены бюджетные ассигнования на следующие цели:

перечисление платежа территориальному фонду обязательного медицинского страхования Приморского края за неработающее население края - 3 225,1 млн рублей. В связи с планируемым изменением расчета размера страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения в соответствии с федеральным законодательством средств, запланированных в краевом бюджете на уплату страховых взносов недостаточно;

на обеспечение жильем отдельных категорий граждан, предусмотренных федеральными законами "О ветеранах" и "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". Осталось неизменным участие краевого бюджета - 8,8 млн рублей, за счет федерального бюджета на данные цели предусмотрено 28,2 млн рублей;

выплаты пособий при всех формах устройства детей, лишенных родительского попечения, в семью - в сумме 24,2 млн рублей (в 2011 году источником финансирования являлся федеральный бюджет);

субсидии на реализацию дошкольного, общего и дополнительного образования в муниципальных образовательных учреждениях по основным общеобразовательным программам - в сумме 4 778,8 млн рублей.

Не предусмотрен рост среднего размера выплат в месяц (как и в 2011 году составляет 1 038 рублей) на ежемесячные денежные выплаты на оплату за жилое помещение и коммунальные услуги врачам, провизорам, медицинским и фармацевтическим работникам, педагогическим работникам учреждений здравоохранения и социальной защиты населения, работникам культуры и искусства, специалистам ветеринарных служб, мастерам производственного обучения начального профессионального образования и социальным работникам, проживающим и работающим в сельских населенных пунктах и поселках городского типа, а также поселках городского типа и поселках, существовавших в соответствии с административно-территориальным делением по состоянию на 1 января 2004 года.

Средств на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, в сумме 104,9 млн рублей недостаточно. Контрольно-счетная палата считает, что учитывая численность получателей, состоящих на учете в количестве 1 297 человек, и темпы обеспечения жилыми помещениями (77-78 человек в год) реализация данного мероприятия растянется на длительный срок.

С увеличением к 2011 году предусмотрены бюджетные ассигнования на проведение кинофестиваля "Меридианы Тихого" - на 12,5 млн рублей или на 45,4 %.

Расходы краевого бюджета, связанные с кинофестивалем "Меридианы Тихого", составляют 79,7 % от общей суммы, предусмотренной на организацию и проведение культурных мероприятий для жителей края на 2012 год (50,2 млн рублей).

Бюджетные ассигнования на выплату региональной доплаты к пенсии, направляемые из федерального бюджета, представлены в расходах краевого бюджета на уровне 2011 года - 981,0 млн рублей. В доходной части краевого бюджета (Приложение 8 к законопроекту "Объемы доходов краевого бюджета в 2012 году") данные федеральные средства не отражены. Контрольно-счетная палата считает, что федеральные средства на выплату региональной доплаты к пенсии необходимо указать в доходных источниках краевого бюджета.

По результатам проведенного аудита эффективности оказания высокотехнологичной медицинской помощи населению Приморского края за 2008 - 2010 годы и 1 полугодие 2011 года было предложено рассмотреть вопросы о возможности выделения дополнительных финансовых средств из краевого бюджета для увеличения объемов оказания ВМП в медицинских учреждениях Приморского края (транспортировка больных авиационным сообщением; восстановительное лечение и реабилитация), а также о выделении ГУЗ "ПККБ № 1" объемов на оказание ВМП по сердечнососудистой хирургии. Данные рекомендации не нашли отражения в проекте краевого бюджета на 2012 год.

Необходимо отметить, что ни законопроектом, ни паспортом краевой долгосрочной целевой программы "Развитие физической культуры и спорта в Приморском крае" на 2011-2015 годы не предусмотрены расходы, связанные с подготовкой спортивного резерва (2011 год - 46,1 млн рублей). Финансовое обеспечение указанного программного мероприятия за счет средств краевого бюджета позволяло спортсменам в возрасте до 18 лет повышать уровень спортивного мастерства, а также подготовить спортсменов-кандидатов в сборные России в 2009 году - 9 человек, в первом полугодии 2010 года - 10 человек.

Отсутствие бюджетных ассигнований на вышеуказанные цели осложнит подготовку спортивного резерва по опорным видам спорта, которые развивались в Приморском крае с 2008 года.

В 2012 году планируется профинансировать мероприятия 27 краевых целевых программ на общую сумму 17 560,6 млн рублей (что составляет 30,3 % общего объема расходов). В нарушение пункта 2 статьи 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации постановление Администрации Приморского края по программе "Охрана лесов от пожаров в Приморском крае" на 2011-2015 годы не принято, следовательно, программные мероприятия на общую сумму 20,0 млн рублей включены в законопроект необоснованно.

В перечне законов и иных нормативных правовых актов Приморского края, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта закона Приморского края "О краевом бюджете на 2012 год", отсутствуют нормативные правовые акты по двум программам, объемы финансирования которых не соответствуют утвержденным паспортам, и, соответственно, требуют изменений - "Комплексные меры по повышению качества жизни детей и семей с детьми в Приморском крае на 2012-2013 годы" и "Комплексные меры по повышению качества жизни пожилых людей в Приморском крае на 2012-2013 годы".

Обращаем внимание на то, что в законы и иные нормативные правовые акты по программам, в которые необходимо было внести изменения в связи с принятием проекта закона Приморского края "О краевом бюджете на 2011 год", изменения так и не внесены ("Повышение безопасности дорожного движения в Приморском крае" на 2007-2012 годы, "Здоровое поколение Приморского края" на 2008-2011 годы, "Предупреждение и борьба с социально-значимыми заболеваниями" на 2009-2012 годы).

В рамках перехода к программной структуре расходов краевого бюджета ряд социально-значимых расходов, касающихся пожилых людей (различные денежные выплаты, пенсии, социальное обслуживание и прочее), а также детей и семей с детьми (пособия на ребенка, поддержка многодетных семей, социальные услуги и прочее) с 2012 года сформированы в краевые долгосрочные целевые программы: "Комплексные меры по повышению качества жизни пожилых людей в Приморском крае" и "Комплексные меры по повышению качества жизни детей и семей с детьми в Приморском крае".

На 2012 год не планируются бюджетные ассигнования на исполнение мероприятий, заложенных в паспортах программ: на реконструкцию ГУЗ "Приморский краевой онкологический диспансер" и пристройку к радиологическому корпусу на 2 каньона (40 коек) (100,0 млн рублей), на строительство краевой психиатрической больницы на 220 коек (166,9 млн рублей), на обеспечение реабилитационным оборудованием КГБУЗ "Краевой клинический центр специализированных видов медицинской помощи" для детей с детским церебральным параличом (1,0 млн рублей).

Кроме того, по отдельным программам средства на реализацию программных мероприятий запланированы в объеме, существенно ниже, чем предусмотрено в паспорте программы. Так, на субсидии бюджетам муниципальных образований Приморского края на обеспечение малоимущих граждан, проживающих в муниципальных образованиях Приморского края и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством предусмотрено средств краевого бюджета почти в 5 раз меньше, чем установлено в паспорте программы (234,1 млн рублей).

Из пяти финансируемых за счет средств краевого бюджета подпрограмм долгосрочной КЦП "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Приморском крае" на 2010-2014 годы с целевыми показателями до 2020 года в законопроекте предусмотрены бюджетные ассигнования только по трем.

Как следствие, отсутствие средств по двум подпрограммам приведет к невыполнению технических и технологических мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в краевых государственных учреждениях, а также населенные пункты края, получающие электрическую энергию от дизельных электростанций, не будут переведены на централизованное электроснабжение.

Текущие расходы на содержание руководства и управления в сфере образования, культуры, кинематографии, физической культуры и спорта и средств массовой информации предусмотрены на уровне 2011 года без учета индекса роста потребительских цен.

Для утверждения объема бюджетных ассигнований дорожного фонда законом Приморского края на очередной финансовый год необходимо принятие закона Приморского края о дорожном фонде, который в настоящее время еще не принят.

Кроме того, перечень законов и иных нормативных правовых актов Приморского края, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта закона Приморского края "О краевом бюджете на 2012 год", представленный с законопроектом, не содержит сведений о необходимости принятия закона Приморского края "О дорожном фонде Приморского края".

Бюджетных средств, предусмотренных для разработки документов территориального планирования, в объеме 10,0 млн рублей недостаточно, что подтверждено проверками Контрольно-счетной палаты, проведенными в муниципальных образования Приморского края за 2010 год.

Главному распорядителю бюджетных средств необходимо проанализировать сложившуюся ситуацию в Приморском крае и определить максимально точный объем краевых средств для обеспечения завершения разработки документов территориального планирования всех муниципальных образований Приморского края.

Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований Приморского края представлены в объеме 789,6 млн рублей и снижены к уровню 2011 года на 37,4 % (1 261,1 млн рублей). Объемы снижения связаны с передачей отдельных полномочий с 1 января 2012 года в области охраны здоровья на краевой уровень, но расчетами не подтверждены.

В законопроекте учтено замечание Контрольно-счетной палаты по результатам проверок обеспечения деятельности мировых судей в части возложенных на ГБУ "Хозяйственное управление администрации края" и управление по обеспечению деятельности мировых судей Приморского края, дублирующих функций и полномочий по материально-техническому обеспечению деятельности мировых судей. В результате данные средства по подразделу "Судебная система" запланированы по управлению на обеспечение деятельности мировых судей Приморского края.

Расходы краевого бюджета в соответствии с ведомственной структурой расходов на 2012 год будут осуществлять 37 главных распорядителей бюджетных средств.

Анализ ведомственной структуры расходов показывает, что в 2012 году 69,9 % общего объема расходов краевого бюджета приходится на четырех главных распорядителей бюджетных средств: департамент социальной защиты населения Приморского края - 25,3 %, департамент здравоохранения Приморского края - 18,0 %, департамент образования и науки Приморского края - 14,7 % и департамент дорожного хозяйства Приморского края - 11,9 %.

 

 

 

Заместитель председателя
Контрольно-счетной палаты
В.В.Волкова