О палатеНовостиДеятельностьПротиводействие коррупцииГосслужбаЛичный приёмСовет КСОНормативная база

Рассылки

Заключение контрольно-счетной палаты на проект закона Приморского края "О краевом бюджете на 2006 год"

Проект закона Приморского края "О краевом бюджете на 2006 год" (далее - Проект) сформирован на основе прогноза социально-экономического развития Приморского края на 2006 год.

В соответствии с оценкой, представленной администрацией Приморского края, объем ВРП, прогнозируемый на 2006 год, составит 200524,20 млн. рублей с ростом к ожидаемому исполнению за 2005 год на 107,2 процента или на 28525,9 млн. рублей.

По оценке администрации Приморского края среднегодовой индекс потребительских цен в 2005 году должен составить 111,8 - 112,4 процента, в 2006 году - 108,4 процента.

ДОХОДЫ

Доходы краевого бюджета в 2006 году предусматриваются в сумме 25165,1 млн. рублей, что составляет 102,9 процента к уточненному плану на 2005 год (приложение 1). По абсолютной величине увеличение доходов краевого бюджета к уточненному плану на 2005 год составит 712,1 млн. рублей.

Прогнозируется увеличение объема налоговых доходов на 1642,5 млн. рублей или на 11,7 процента и некоторое снижение неналоговых доходов - на 61,0 млн. рублей или на 7,6 процента. Что касается безвозмездных перечислений из федерального бюджета, то поступление этих средств в краевой бюджет в Проекте запланировано в объеме 8729,8 млн. рублей и по тем средствам, которые на момент представления Проекта уже были распределены краю. По принятии федерального бюджета на 2006 год краю планируется направить еще ряд субсидий и субвенций.

При расчете доходов краевого бюджета учтены изменения налогового законодательства, повлекшие снижение доходной базы по налогу на прибыль и акцизам, с 1 января 2006 года отменен налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения, внесены поправки в действующие специальные режимы налогообложения малого бизнеса, предусмотрена индексация специфических ставок акцизов на 9 процентов (кроме акцизов на нефтепродукты).

Налоговые доходы

Поступление налоговых доходов планируется в сумме 15694745 тыс. рублей с ростом к ожидаемому исполнению за 2005 год на 1642505 тыс. рублей или на 11,7 процента.

Увеличиваются поступления по налогу на доходы физических лиц (на 1133,7 млн. рублей), налогу на имущество организаций (на 555,3 млн. рублей), налогу на игорный бизнес (на 213,3 млн. рублей), единому налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения (на 191,6 млн. рублей), сбору за пользование объектами водных биологических ресурсов (на 81,5 млн. рублей), единому сельскохозяйственному налогу (на 1,18 млн. рублей).

Снижаются поступления налога на прибыль (на 188,1 млн. рублей), акцизов (на 138,7 млн. рублей), транспортного налога (на 22 млн. рублей), сбора за пользование объектами животного мира (на 1,1 млн. рублей).

Основные доходные источники налоговых доходов (91 процент в структуре налоговых доходов):

 

Уд. вес (%)

 

2005 год
2006 год
Налог на доходы физических лиц
39,8
42,8
Налог на прибыль организаций
26,8
22,8
Акцизы
13,4
11,1
Налог на имущество организаций
8,2
10,8
Единый налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения
2,5
3,5

В связи с изменениями, внесенными в налоговое законодательство, в 2006 году в налоговых доходах снижается доля налога на прибыль на 4 процентных пункта и акцизов на 2,3 процентных пункта.

Налог на доходы физических лиц

На 2006 год нормативы отчислений от налога установлены по каждому бюджету поселений, бюджету муниципальных районов (городских округов), при этом в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации предусмотрены единые и дополнительные нормативы. Единые нормативы по каждому городскому округу составляют 30 процентов, по каждому муниципальному району - 20 процентов, по каждому бюджету поселений - 10 процентов. Дополнительные нормативы установлены 30 муниципальным образованиям края из 34. Четырем муниципальным образованиям нормативы отчислений от налога не установлены. В том числе: городским округам Владивостокскому, Находкинскому и Уссурийскому, а также муниципальному образованию Пожарский район. Норматив отчисления от налога на доходы физических лиц по этим четырем муниципальным образованиям в краевой бюджет составит 70 процентов.

Налог на доходы физических лиц в консолидированный бюджет рассчитан с учетом роста среднемесячной заработной платы в 2006 году на 121,4 процента и в связи с этим увеличения налоговой базы. Объем поступлений в консолидированный бюджет края просчитан в сумме 11343985 тыс. рублей, из него в краевой бюджет - 6719352 тыс. рублей.

Рост поступлений в краевой бюджет к ожидаемому исполнению за 2005 год составит 120,3 процента, по абсолютной величине - 1133720 тыс. рублей.

Налог на прибыль организаций прогнозируется в объеме 3581640 тыс. рублей, со снижением к ожидаемому исполнению за 2005 год на 5 процентов или на 188113 тыс. рублей.

Расчет налога на прибыль организаций произведен исходя из действующего налогового законодательства с учетом поправок, внесенных Федеральным законом от 6 июня 2005 года №58-ФЗ, в соответствии с которым при расчете налогооблагаемой прибыли на 2006 год учтены следующие изменения:

  • введение "амортизационной премии" в виде разрешения отнесения на расходы и учета при расчете налоговой базы по налогу на прибыль в том налоговом периоде, когда основные средства введены в эксплуатацию, 10 процентов стоимости введенных в действие основных фондов;
  • увеличение с 30 до 50 процентов верхнего предела для уменьшения налоговой базы по налогу на прибыль в следующем году на сумму убытков, полученных организациями в предшествующие годы;
  • совершенствование действующего порядка отнесения затрат на осуществление опытно-конструкторских и научно-исследовательских работ (отнесение в полной сумме затрат на НИОКР, не давших положительного результата, а также уменьшение срока отнесения на расходы затрат на НИОКР с 3 до 2 лет).

По расчетам администрации Приморского края данные изменения приведут к потерям консолидированного бюджета в части уплаты сумм налога на прибыль организаций в размере 588 млн. рублей.

Вместе с тем, расчет произведен при прогнозе роста ВРП на 107,2 процента и уровня инфляции 8,4 процента. Ставка налога на прибыль в краевой бюджет осталась на уровне 2005 года - 17,5 процента.

В 2006 году доля налога на прибыль в налоговых доходах снижается на 4 процентных пункта.

Налог на имущество организаций

Поступления по данному налогу планируются в сумме 1700819 тыс. рублей.

По сравнению с ожидаемым исполнением 2005 года (1145519 тыс. рублей) поступления увеличиваются на 555300 тыс. рублей или на 48,5 процента. Увеличение начисленной суммы произошло за счет снижения числа льготной категории налогоплательщиков.

Так, от налогообложения до 1 января 2006 года были освобождены научные организации российских академий наук, медицинских наук, сельскохозяйственных наук, образования, архитектуры и строительных наук, художеств в отношении имущества, используемого в целях научно-исследовательской деятельности.

В Приморском крае Закон Приморского края от 29 ноября 2003 года № 82-КЗ "О налоге на имущество организаций" устанавливает и вводит на территории Приморского края налог на имущество организаций, определяет налоговую ставку, порядок и сроки уплаты налога, устанавливает налоговые льготы.

Сумма налога, не попадающая в бюджет в связи с предоставлением налогоплательщикам налоговых льгот, составит 2043,2 млн. рублей. В том числе: 608 млн. рублей - потери краевого бюджета в результате предоставления федеральным законодательством налоговых льгот по налогу на имущество организаций; 1435,2 млн. рублей - потери краевого бюджета в результате предоставления льгот Законом Приморского края.

Наибольший удельный вес налоговых льгот, предусмотренных законодательством Приморского края, (60,4 процента) приходится на льготы, предусмотренные проектом закона Приморского края "О внесении изменений в статью 2 Закона Приморского края "О налоге на имущество организаций", по которому устанавливается дифференцированная налоговая ставка (0,5 процента) в отношении ряда плательщиков; 31,8 процента - приходится на организации - в отношении автомобильных дорог общего пользования, являющихся государственной собственностью Приморского края.

Акцизы

Поступление акцизов планируется в объеме 1741880 тыс. рублей, что составляет 92,6 процента к уровню 2005 года. Объем акцизов в краевой бюджет снижается на 138747 тыс. рублей.

Поступления акцизов в 2006 году в сравнении с 2005 годом (по укрупненным показателям) характеризуется следующими данными:

Показатели Утверждено на 2005 год
(тыс. рублей)
Проект на 2006 год
(тыс. рублей)
Рост к плану 2005 года
(тыс. рублей)
Откл. от плана 2005 года
(тыс. рублей)
Акцизы на алкогольную продукцию 1049099 968741 92,3 -80358
Акцизы на пиво 77040 7715 10,0 -69325
Акцизы на нефтепродукты 754488 765424 101,5 +10936
Итого 1880627 1741880 92,6 138747

Акцизы на алкогольную продукцию

При формировании доходов от уплаты акцизов учтены изменения налогового и бюджетного законодательства: отмена налогового режима акцизного склада в отношении алкогольной продукции и исключение из числа налогоплательщиков акцизов акцизных складов оптовых организаций, индексация специфических ставок акцизов в 1,09 раза.

С соответствии со статьей 17 проекта федерального закона "О федеральном бюджете на 2006 год" в 2006 году нормативы отчислений от уплаты акцизов на алкогольную продукцию применяются в следующем порядке:

20 процентов отчислений направляются в краевой бюджет;

80 процентов отчислений направляются для распределения в бюджеты субъектов по установленным нормативам, для Приморского края норматив установлен в размере 1,8351 процента.

Сумма акциза с учетом повышения ставок на 9 процентов из расчета объема реализации алкогольной продукции 1351,3 тыс. дал. рассчитана в объеме 673826 тыс. рублей (без учета акцизов на продукцию, реализуемую в режиме акцизных складов).

Из этой суммы 20 процентов или 134765 тыс. рублей зачисляется в краевой бюджет. По распределению из федерального бюджета с учетом установленного норматива 1,8351 процента подлежит зачислению 833976 тыс. рублей. Общий объем зачисления акциза в 2006 году в краевой бюджет - 968741 тыс. рублей.

Таким образом, снижение акцизов к уровню 2005 года на 80358 тыс. рублей объясняется исключением акцизов на продукцию, реализуемую в режиме акцизных складов.

Акцизы на пиво

Значительно снижается объем акцизов на пиво. Прогнозируется поступление акцизов в сумме 7715 тыс. рублей или 10 процентов от плана на 2005 год (77040 тыс. рублей), что объясняется сокращением объемов производства и реализации пива в Приморском крае в 10 раз.

Налоговая ставка акциза на пиво увеличилась в 2006 году на 9 процентов.

По данному налогу имеется большая задолженность в бюджет, на 1 июля 2005 года она составила 17 млн. рублей. Погашение задолженности не планируется.

Акцизы на нефтепродукты

Всего акцизы на нефтепродукты прогнозируются в объеме 765424 тыс. рублей, что составляет 101,5 процента к уровню 2005 года, из них:

  • поступления акцизов на бензин, дизельное топливо, моторные масла, направляемые в краевой бюджет по нормативу 10 процентов отчислений, предусмотрены в сумме 127440 тыс. рублей (на уровне объемов 2005 года);
  • доходы от уплаты акцизов на бензин, дизельное топливо, моторные масла, подлежащие распределению в консолидированные бюджеты (по нормативу 50 процентов отчислений), прогнозируются в сумме 637984 тыс. рублей с ростом к поступлениям 2005 года на 1,7 процента в связи с увеличением в 2006 году норматива Приморскому краю с 1,1009 процента до 1,1201 процента.

Поступления единого налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, прогнозируется в сумме 541260 тыс. рублей, что к уровню 2005 года составляет 154,8 процента. Налог рассчитан с учетом роста ВРП на 107,2 процента, увеличения числа плательщиков на 17,6 процента. В 2006 году вносятся изменения в налоговое законодательство по этому налогу, в частности устанавливается действие упрощенной системы налогообложения на основе патента для индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность без привлечения наемных работников.

Налог на игорный бизнес планируется в сумме 407460 тыс. рублей, что более чем в 2 раза или на 213300 тыс. рублей превышает ожидаемое исполнение по налогу за 2005 год.

При расчете использованы максимальные налоговые ставки, установленные главой 29 Налогового кодекса Российской Федерации "Налог на игорный бизнес" за один игровой стол - 125 тыс. рублей (Законом Приморского края от 6 ноября 2003 года № 75-КЗ установлено 25 тыс. рублей), за один игровой автомат - 7,5 тыс. рублей, за одну букмекерскую кассу - 125 тыс. рублей.

Транспортный налог

Поступления планируются в сумме 355965 тыс. рублей со снижением к уровню 2005 года на 22035 тыс. рублей, в том числе: поступления от организаций планируются в сумме 86559 тыс. рублей (77 процентов к уровню 2005 года), от физических лиц - 269406 тыс. рублей (101,4 процента).

Транспортный налог с юридических лиц на 2006 год рассчитан в сумме 117840 тыс. рублей (105 процентов к уровню 2005 года), а за минусом выпадающих доходов в связи с изменением ставок по водным видам транспорта - 116019 тыс. рублей. В краевой бюджет в 2006 году по сроку уплаты поступит 86559 тыс. рублей.

Снижение поступления налога в краевой бюджет на 22035 тыс. рублей связано с уточнением сроков уплаты налога организациями.

Неналоговые доходы

Неналоговые доходы планируются в сумме 740514 тыс. рублей, со снижением на 61029 тыс. рублей к плану на 2005 год.

Увеличиваются поступления по подгруппам: "Доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности, или от деятельности государственных организаций" на 22888 тыс. рублей или на 9,4 процента, "Платежи при пользовании природными ресурсами" - на 25226 тыс. рублей или на 14,4 процента, "Доходы от продажи материальных и нематериальных активов" - на 6713 тыс. рублей или в 1,9 раза. На 116410 тыс. рублей или на 31 процент уменьшаются доходы по подгруппе "Административные платежи и сборы".

Доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности, или от деятельности государственных учреждений предусмотрены в сумме 265535 тыс. рублей и составляют 35,9 процента в сумме неналоговых доходов.

Арендная плата за земли, находящиеся в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю, планируется в сумме 239362 тыс. рублей с увеличением к ожидаемому исполнению за 2005 год на 14110 тыс. рублей или на 6,3 процента.

Доходы от сдачи в аренду имущества планируются в сумме 10000 тыс. рублей, что составляет 60,6 процента к плану на 2005 год, а от фактических доходов по данному источнику за 7 месяцев 2005 года (22734 тыс. рублей) только 44 процента. Расчет и обоснование снижения доходов по данному источнику не представлены.

По данной подгруппе предусмотрены также платежи от государственных унитарных предприятий в сумме 520 тыс. рублей (144,4 процента к плану на 2005 год). В Проекте на 2006 год повышена ставка зачисления в краевой бюджет прибыли краевых государственных унитарных предприятий, остающейся после уплаты налогов и иных платежей, с 20 процентов в 2005 году до 50 процентов. Программой приватизации государственного имущества на 2006 год предусмотрена приватизация КГУП "Приморский водоканал". Этим предприятием по итогам работы за 2004 год получена чистая прибыль в сумме 45 млн. рублей, 20 процентов от прибыли по закону "О краевом бюджете на 2005 год" в краевой бюджет пока не перечислены.

По статье "Прочие доходы от использования имущества и прав, находящихся, в государственной и муниципальной собственности" доходы прогнозируются в сумме 8776 тыс. рублей с превышением плана на 2005 год в 16,4 раза.

В Проекте на 2006 год запланированы поступления процентов, полученных от предоставления бюджетных кредитов, в сумме 6877 тыс. рублей.

Платежи при пользовании природными ресурсами планируются в сумме 201032 тыс. рублей (27 процентов в структуре неналоговых доходов). Основные доходные источники по данной подгруппе: платежи за пользование лесным фондом в части, превышающей минимальные ставки платы за древесину, отпускаемую на корню, - 125750 тыс. рублей (119 процентов к уровню 2005 года), плата за негативное воздействие на окружающую среду - 74879 тыс. рублей (107 процентов), платежи при пользовании недрами - 403 тыс. рублей (195,6 процентов).

В соответствии со статьей 20 проекта федерального бюджета на 2006 год минимальные ставки платы за древесину, отпускаемую на корню, действовавшие в 2001 году, проиндексированы в 1,6 раза.

В соответствии со статей 21 проекта федерального бюджета на 2006 год нормативы платы за негативное воздействие на окружающую среду, установленные в 2003 году, проиндексированы в 1,3 раза, установленные в 2005 году в 1,08 раза.

Доходы от продажи материальных и нематериальных активов прогнозируются в сумме 14533 тыс. рублей (185,8 процента к уровню 2005 года). Основные доходные источники: доходы от продажи квартир - 7000 тыс. рублей и доходы от реализации имущества, находящегося в собственности субъекта - 7533 тыс. рублей.

В соответствии с Программой приватизации государственного имущества Приморского края на 2006 год, представленной одновременно с Проектом, планируется приватизировать четыре объекта, в том числе: административное здание по ул.Светланская,43 площадью 2792,1 м2, здание-книгохранилище с пристройкой площадью 3461,0 м2, здание гаража площадью 146,3 м2, пристройка к жилому дому площадью 134 м2. Для оценки объема поступлений по данному источнику необходимые расчеты и обоснования не представлены.

Административные платежи и сборы. По данной подгруппе неналоговых доходов планируются поступления по статье "Платежи, взимаемые государственными организациями за выполнение определенных функций" в сумме 258860 тыс. рублей (35 процентов в структуре неналоговых доходов). По сравнению с ожидаемым исполнением по этой статье за 2005 год ожидается поступлений меньше на 116410 тыс. рублей.

На снижение доходов повлияло уменьшение почти в 2 раза расчетных доходов от операций, связанных с регистрацией автомототранспорта, выдачей водительских удостоверений и так далее (стоимость спецпродукции без госпошлины). По расчетам УВД Приморского края эти поступления в 2006 году планируются в сумме 118360 тыс. рублей.

Безвозмездные поступления

Общий объем безвозмездных поступлений из федерального бюджета предусмотрен в сумме 8729831,5 тыс. рублей. В Проекте плановые показатели отражены по тем средствам, которые на момент составления данного Проекта в проекте закона "О федеральном бюджете на 2006 год" распределены Приморскому краю.

Запланированы следующие поступления:

тыс. рублей

Дотации 6601151
Субвенции 1320064
Субсидии 658616,5
Средства на реализацию Федеральной адресной инвестиционной программы 150000
Итого 8729831,5

Дотации

Из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации Приморскому краю предусмотрены дотации на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности в сумме 6540705,7 тыс. рублей, что меньше объема, предусмотренного на 2005 год на 135330,3 тыс. рублей или на 2 процента. Средства направляются на исполнение расходов краевого бюджета.

Дотации на возмещение убытков от содержания объектов жилищно-коммунального хозяйства и социально-культурной сферы, переданных в ведение органов местного самоуправления, предусмотрены в сумме 60445,3 тыс. рублей, что в 4,7 раза превышает объем дотаций, предусмотренных на 2005 год. Средства распределены семи муниципальным образованиям края (приложение 17 к Проекту), наибольший объем планируется Шкотовскому муниципальному району - 45286,73 тыс. рублей и Уссурийскому городскому округу - 11112,22 тыс. рублей.

Субвенции

Из Федерального фонда компенсаций Приморскому краю будут направлены следующие субвенции:

1075660,3 тыс. рублей или 178,3 процента к объему 2005 года - на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан (предусмотренным законами "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", "О ветеранах" и ряде других).

Выделяется средств больше, чем в 2005 году на 472284,3 тыс. рублей. Определение средств на оплату жилищно-коммунальных услуг осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2004 года № 199-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с расширением полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также с расширением перечня вопросов местного значения муниципальных образований". Расходы за счет этих средств предусмотрены по разделу "Социальная политика";

10448,7 тыс. рублей - на проведение сельскохозяйственной переписи. Средства предусмотрены для обеспечения работы лиц, осуществляющих сбор сведений об объектах сельскохозяйственной переписи, транспортными средствами, помещениями, приспособленными для хранения переписных листов и других документов, оснащенными телефонной связью и мебелью. В расходной части краевого бюджета эти расходы предусмотрены по подразделу "Сельское хозяйство и рыболовство" раздела "Национальная экономика";

67397 тыс. рублей или 119,3 процента к объему на 2005 год - на выполнение федеральных полномочий по государственной регистрации актов гражданского состояния. В расходной части краевого бюджета расходы предусмотрены по разделам "Общегосударственные вопросы" - 8791 тыс. рублей и "Межбюджетные трансферты" - 58606 тыс. рублей;

33705 тыс. рублей или 191,5 процента - на обеспечение мер социальной поддержки для лиц, награжденных знаком "Почетный донор России". Расходы предусмотрены по разделу "Социальная политика";

614,7 тыс. рублей - на осуществление полномочий государственной власти края в области охраны и использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, расходы будут отражены по разделу "Охрана окружающей среды";

650 тыс. рублей - на реализацию Федерального закона от 20 августа 2004 года № 113-ФЗ "О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации" для осуществления государственных полномочий, переданных муниципальным образованиям по составлению списков кандидатов в присяжные заседатели федеральных судов общей юрисдикции. Средства распределены в краевой фонд компенсаций, расходы отражены по разделу "Межбюджетные трансферты";

200 тыс. рублей - на осуществление мероприятий, связанных с перевозкой между субъектами Российской Федерации, а также в пределах территорий государств - участников СНГ несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей, детских домов, школ-интернатов, специальных учебно-воспитательных и иных детских учреждений, в соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ. Расходы планируются по подразделу "Борьба с беспризорностью, опека, попечительство" раздела "Социальная политика";

32 тыс. рублей - на осуществление компенсационных выплат гражданам при возникновении поствакцинальных осложнений в соответствии с Федеральным законом от 17 сентября 1998 года № 178-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней". В расходной части краевого бюджета расходы предусмотрены по разделу "Социальная политика";

4893,2 тыс. рублей - на выплату инвалидам компенсаций страховых премий по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в соответствии с Федеральным законом от 25 апреля 2002 года № 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств". В расходной части краевого бюджета эти расходы предусмотрены по разделу "Социальная политика";

15918,3 тыс. рублей - на осуществление полномочий по тушению лесных пожаров в лесном фонде на территории края. В краевом бюджете расходы отражены по подразделу "Лесное хозяйство" раздела "Национальная экономика";

10031,8 тыс. рублей - на реализацию полномочий по осуществлению прав владения, пользования и распоряжения лесами, ранее находившимися во владении сельскохозяйственных организаций, их охране, защите и воспроизводству, расходы предусмотрены по подразделу "Лесное хозяйство";

46913 тыс. рублей - на осуществление полномочий по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, предусмотренных в федеральных законах "О ветеранах" и "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", расходы краевого бюджета предусмотрены по разделу "Жилищно-коммунальное хозяйство".

Кроме того, на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков Приморского края из федерального бюджета выделяются субвенции в сумме 53600 тыс. рублей, в расходной части краевого бюджета по разделу "Межбюджетные трансферты" запланированы на эту сумму субвенции муниципальным образованиям края.

Субсидии

Из Федерального фонда софинансирования социальных расходов на частичное возмещение расходов из краевого бюджета планируются следующие субсидии:

300000 тыс. рублей - на предоставление гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг (150 процентов к уровню 2005 года). При запланированном в краевом бюджете объеме расходов на выплату гражданам адресных субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг (1707622 тыс. рублей) софинансирование из федерального бюджета составит 17,6 процента;

216675,8 тыс. рублей - на осуществление мер социальной поддержки ветеранов труда и тружеников тыла (60,3 процента к уровню 2005 года);

83485,2 тыс. рублей - на выплату государственных пособий гражданам, имеющим детей (80,5 процента к уровню 2005 года);

21771,7 тыс. рублей - на предоставление мер социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий (166,2 процента к уровню 2005 года).

Кроме того, из федерального бюджета планируются поступления субсидий на мероприятия по организации оздоровительной кампании детей и подростков в сумме 23300 тыс. рублей (на уровне 2005 года). Эти средства предусмотрены по подразделу "Молодежная политика и оздоровление детей" раздела "Образование".

Выделяются субсидии на осуществление капитального ремонта гидротехнических сооружений, находящихся в собственности субъектов, муниципальной собственности и бесхозяйных гидротехнических сооружений в сумме 8000 тыс. рублей. В краевом бюджете расходы предусмотрены по подразделу "Водные ресурсы" раздела "Национальная экономика" по ведомству КГУП "Приморский водоканал".

Жилищные субсидии гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, выехавшим из указанных районов не ранее 1 января 1992 года, предусмотрены в сумме 5383,8 тыс. рублей (76,2 процента к уровню 2005 года). В расходной части краевого бюджета расходы предусмотрены по подразделу "Социальное обеспечение населения" раздела "Социальная политика".

Средства на реализацию Федеральной адресной инвестиционной программы

В рамках данной программы Приморскому краю предусмотрены субсидии на строительство и реконструкцию автомобильных дорог общего пользования и сооружений на них в сумме 150000 тыс. рублей (на 140000 тыс. рублей меньше, чем в 2005 году). В расходной части краевого бюджета по разделу "Национальная экономика" в этом объеме запланированы расходы на реализацию федеральной целевой программы "Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)" подпрограмма "Автомобильные дороги".

Таким образом, исходя из имеющихся данных, по сравнению с плановыми назначениями на 2005 год в Проекте на 2006 год снижаются объемы следующих безвозмездных перечислений из федерального бюджета:

  • дотации на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности - на 135,3 млн. рублей;
  • субсидии на частичное возмещение расходов на осуществление мер социальной поддержки ветеранов труда и тружеников тыла - на 142,7 млн. рублей;
  • субсидии на возмещение расходов на выплату государственных пособий гражданам, имеющим детей - на 20,3 млн. рублей;
  • жилищные субсидии гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, выехавшим не ранее 1 января 1992 года - на 1,68 млн. рублей.

На 521 млн. рублей или на 65 процентов увеличивается объем направляемых в край субвенций, из них: на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан - на 472,3 млн. рублей или на 78,3 процента, на полномочия по государственной регистрации актов гражданского состояния - на 10,9 млн. рублей или на 19,3 процента, на обеспечение граждан, награжденных знаком "Почетный донор России" - на 16,1 млн. рублей или на 91,5 процента.

Увеличивается объем субсидий на предоставление мер социальной поддержки реабилитированных лиц - на 8,7 млн. рублей и на возмещение расходов по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг - на 100 млн. рублей.

РАСХОДЫ

Расходы краевого бюджета на 2006 год прогнозируются в сумме 25165090,5 тыс. рублей, то есть в объеме доходов (приложение 2). Бюджет на 2006 год предусмотрен бездефицитным.

Однако данный объем расходов рассчитан с учетом того, что в краевой бюджет будет произведен возврат долгов по непогашенным бюджетным ссудам и кредитам как текущего года, так и прошлых лет в сумме 3696608 тыс. рублей, который в расходной части бюджета отражается со знаком минус.

Фактически, чтобы профинансировать все запланированные расходы, с учетом выдачи бюджетных кредитов необходимо средств в сумме 28861698 тыс. рублей. Этот объем расходов не обеспечен объемом доходов (25165090,5 тыс. рублей).

Поэтому, в случае невыполнения плана по возврату бюджетных кредитов, профинансировать запланированные расходы в полном объеме не представится возможным.

Расходы на 2006 год в разрезе по разделам в сравнении с бюджетом на 2005 год представлены в следующей таблице


Наименование раздела
Бюджет 2005
(№265-КЗ)
(тыс. рублей)
Уточненный бюджет 2005 года
(тыс. рублей)
Проект бюджета 2006 года
(тыс. рублей)
Откл. проекта бюджета от уточн. бюджета 2005 года
(тыс. рублей)
Рост к утверж бюд. 2005 (%) Рост к уточ. бюд. 2005 (%)
Общегосударственные вопросы 839 183,58 758 139,00 -557 933,60 -1 316 072,60 -66,5 -73,6
Национальная оборона 425,00 425,00 1 759,00 1 334,00 413,9 413,9
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность 2 549 721,00 2 557 631,00 2 828 641,00 271 010,00 110,9 110,6
Национальная экономика 3 239 319,01 3 444 089,00 2 986 822,80 -457 266,20 92,2 86,7
Жилищно-коммунальное хозяйство 2 197 098,17 2 322 298,00 2 565 953,00 243 655,00 116,8 110,5
Охрана окружающей среды 73 815,00 73 815,00 66 164,70 -7 650,30 89,6 89,6
Образование 878 382,80 932 883,00 1 300 180,00 367 297,00 148,0 139,4
Культура, кинематография, средства массовой информации 426 299,00 429 425,00 513 587,00 84 162,00 120,5 119,6
Здравоохранение и спорт 2 935 303,00 2 978 210,00 3 526 616,00 548 406,00 120,1 118,4
Социальная политика 2 907 585,84 2 915 606,00 4 880 093,30 1 964 487,30 167,8 167,4
Межбюджетные трансферты 7 815 272,76 8 040 451,00 7 053 207,30 -987 243,70 90,2 87,7
ВСЕГО РАСХОДОВ 23 862 405,16 24 452 972,00 25 165 090,50 712 118,50 105,5 102,9

По сравнению с уточненным планом на 2005 год расходы увеличиваются на 712,1 млн. рублей или на 2,9 процента.

Наибольшую долю в расходах составляют расходы, направляемые на социально-культурную сферу - 40,6 процента.

В связи с передачей в 2006 году с местных бюджетов в ведение администрации Приморского края полномочий по образованию (содержание детских домов, школ-интернатов для детей-сирот, специализированных (коррекционных) школ-интернатов для детей-сирот), здравоохранению (содержание муниципальных специализированных медицинских учреждений края), а также социальной политике (на содержание комиссий по делам несовершеннолетних и текущее содержание ответственных секретарей этих комиссий; на содержание территориальных органов департамента социальной защиты населения ("Единое социальное окно"); учреждений социального обслуживания населения, в том числе: домов-интернатов, учреждений помощи семье, женщинам и детям), доля расходов на социально-культурную сферу увеличилась на 10,6 процентных пункта. Общий объем расходов на эти цели составил 10220476 тыс. рублей, что больше объема, утвержденного на 2005 год, на 3072905 тыс. рублей. Увеличение по данному блоку расходов также связано с перераспределением ряда расходов из раздела "Межбюджетные трансферты" в раздел "Социальная политика".

Одновременно снижается доля расходов по разделу "Межбюджетные трансферты" с 32,7 процента в 2005 году до 28 процентов.

С ростом к утвержденному бюджету на 2005 год планируются расходы по разделам: "Национальная оборона" (413,9 процента), "Национальная безопасность и правоохранительная деятельность" (110,9 процента), "Жилищно-коммунальное хозяйство (116,8 процента).

Со снижением к утвержденному бюджету на 2005 год запланированы расходы по разделам "Национальная экономика" (92,2 процента) и "Охрана окружающей природной среды" (89,6 процента).

Социально-культурная сфера

Расходы по разделу "Образование" планируются в сумме 1300180 тыс. рублей с ростом к уточненному плану на 2005 год 139,4 процента, по абсолютной величине расходы увеличиваются на 367297 тыс. рублей.

Предусматривается увеличение расходов на централизованное приобретение оборудования и другие централизованные мероприятия на 4,2 процента или на 4000 тыс. рублей, на краевую целевую программу "Пожарная безопасность" - на 28 процентов или на 1310 тыс. рублей, на строительство и реконструкцию объектов образования в 2,6 раза или на 54100 тыс. рублей.

На содержание учреждений образования планируется направить 1040919 тыс. рублей, в том числе: на содержание сети учреждений образования - 684479 тыс. рублей с ростом к уровню 2005 года на 9,3 процента или на 58156 тыс. рублей; на вновь принимаемую сеть учреждений в связи с передачей полномочий местных бюджетов на уровень края - 356440 тыс. рублей (33 детских дома, 2 школы-интерната для детей-сирот, 3 специализированных (коррекционных) учреждения).

На 2006 год планируются расходы на обеспечение бесплатного проезда детей-сирот, обучающихся в краевых учреждениях начального и среднего профессионального образования - 5000 тыс. рублей, а также средства на выплату стипендий губернатора - 10000 тыс. рублей.

В отличие от бюджета на 2005 год не планируются средства на мероприятия в области молодежной политики.

За счет федерального бюджета предусмотрены средства на проведение оздоровительной кампании детей и подростков в сумме 23300 тыс. рублей.

Расходы по разделу "Культура, кинематография и средства массовой информации" предусмотрены в сумме 513587 тыс. рублей с ростом к уточненному плану на 2005 год 119,6 процента, по абсолютной величине расходы увеличиваются на 84162 тыс. рублей.

Наиболее значительно увеличиваются расходы на реконструкцию и реставрацию комплекса зданий Приморской краевой филармонии - на 70 процентов или на 28769 тыс. рублей, на государственную поддержку "ОТВ-Прим" - на 56,8 процента или на 31560 тыс. рублей. На содержание учреждений культуры расходы увеличиваются на 8 процентов или на 11291 тыс. рублей, в том числе на заработную плату с начислениями - на 20 процентов или на 20008 тыс. рублей.

На мероприятия в области культуры предусмотрено 121750 тыс. рублей (132,2 процента к уровню 2005 года), в том числе на капитальный ремонт дворцов культуры - 76000 тыс. рублей, других учреждений культуры - 28000 тыс. рублей. На 2500 тыс. рублей увеличиваются ассигнования на проведение международного кинофестиваля.

Снижаются расходы на оплату информационных услуг, выполняемых средствами массовой информации, администрации Приморского края - на 8,5 процента или на 1913 тыс. рублей, и Законодательному Собранию Приморского края - на 7 процентов или на 549 тыс. рублей.

Расходы на оплату информационных услуг телерадиокомпаний, оказанных Законодательному Собранию Приморского края в 2006 году, не планируются (план на 2005 год - 6684 тыс. рублей, проект сметы на 2006 год - 11334 тыс. рублей). Расходы администрации Приморского края на эти цели снижаются на 8,8 процента или на 2812 тыс. рублей.

Почти в 2 раза снижаются расходы на государственную поддержку районных (городских) газет, в 2006 году планируется 10387 тыс. рублей (план на 2005 год 18850 тыс. рублей).

Расходы по разделу "Здравоохранение и спорт" предусмотрены в сумме 3526616 тыс. рублей с ростом к уточненному плану на 2005 год 118,4 процента, по абсолютной величине увеличение расходов составит 548406 тыс. рублей.

Планируется рост расходов на текущие платежи на обязательное медицинское страхование неработающего населения - на 27,9 процента или на 301537 тыс. рублей, на строительство и реконструкцию объектов здравоохранения и спорта - на 53,7 процента или на 162009 тыс. рублей, на поддержку ведущих спортивных команд (спортивный клуб "Спартак-Приморье" и футбольный клуб "Луч-Энергия") - на 24,6 процента или на 50000 тыс. рублей.

На физкультурно-оздоровительную работу и спортивные мероприятия расходы планируются со снижением к уровню 2005 года на 20191 тыс. рублей или на 36,5 процента.

Снижается объем ассигнований на краевые программы по здравоохранению. В 2006 году предусмотрено финансирование одной программы "Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера в Приморском крае" в объеме 50000 тыс. рублей, в ее составе три подпрограммы: "Онкология", "Сахарный диабет", "Неотложные меры борьбы с туберкулезом в Приморском крае". В 2005 году финансируется 8 программ на сумму 116540 тыс. рублей.

На содержание учреждений в Проекте предусмотрено 1284673 тыс. рублей (115,6 процента к бюджету на 2005 год), в том числе на содержание краевых лечебно-профилактических учреждений - 821957 тыс. рублей, на организацию оказания специализированной медицинской помощи в специализированных медицинских учреждениях - 462716 тыс. рублей.

Расходы по разделу "Социальная политика" планируются в объеме 4880093,3 тыс. рублей с ростом к уточненному плану на 2005 год 167,4 процента, по абсолютной величине увеличение расходов составит 1964487 тыс. рублей.

В 2006 году значительно увеличиваются расходы:

  • на содержание учреждений социального обслуживания населения - в 2,4 раза или на 462379 тыс. рублей, что связано с передачей на краевой уровень полномочий по социальному обслуживанию населения и финансированием дополнительно 9 учреждений;
  • на социальную поддержку ветеранов труда, тружеников тыла, реабилитированных лиц - в 2,4 раза или на 867950 тыс. рублей. Увеличение этих расходов связано также с тем, что по разделу "Социальная политика" отражены расходы, которые в 2005 году передавались муниципальным образованиям в составе субвенций по разделу "Межбюджетные трансферты". Из федерального бюджета на частичное возмещение расходов на социальную поддержку направляются субсидии в сумме 238447,5 тыс. рублей (16 процентов от общей суммы расходов на эти цели составляющей 1473560 тыс. рублей);
  • на реконструкцию корпуса психоневрологического дома-интерната в п.Липовцы Октябрьского района - в 4 раза или на 14460 тыс. рублей.

За счет субвенций из Федерального фонда компенсаций планируется финансирование следующих расходов:

  • на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан - 1075660,3 тыс. рублей с ростом к уровню 2005 года на 78,3 процента или на 472284 тыс. рублей;
  • на обеспечение мер социальной поддержки лиц, награжденных знаком "Почетный донор России" - 33705 тыс. рублей с ростом к уровню 2005 года на 91,5 процента или на 16107 тыс. рублей;
  • на выплаты пособий гражданам при возникновении поствакцинальных осложнений - 32 тыс. рублей;
  • на выплаты инвалидам компенсаций страховых премий по договору обязательного страхования владельцев транспортных средств - 4893,2 тыс. рублей.

Из средств федерального бюджета выделяются жилищные субсидии гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера в сумме 5383,8 тыс. рублей.

Из собственных средств краевого бюджета на социальную помощь лицам, получающим пенсии, предусмотрено 324246 тыс. рублей с ростом к уровню 2005 года на 2246 тыс. рублей. Планируется субсидирование процентной ставки по ипотечному жилищному кредитованию в сумме 30000 тыс. рублей.

На 20,6 процента или на 70037 тыс. рублей снижается по сравнению с 2005 годом объем средств на выплату пособий гражданам, имеющим детей, на выплату пособий текущего года предусмотрено 179000 тыс. рублей, погашение задолженности прошлых лет - 91000 тыс. рублей. Из федерального бюджета на частичное возмещение этих расходов предусмотрены субсидии в сумме 83485,2 тыс. рублей (30,9 процента от планируемых расходов).

Бюджетные кредиты

Предоставление бюджетных кредитов из краевого бюджета планируется в сумме 1585455 тыс. рублей (83,5 процентов к утвержденному бюджету на 2005 год).

Возврат в краевой бюджет бюджетных кредитов предусмотрен в сумме 3696607,6 тыс. рублей (131,8 процента к утвержденному бюджету на 2005 год).

Сумма возврата в краевой бюджет кредитов является одним из источников финансирования расходов, в связи с недостаточностью запланированного объема доходов.

Однако, как свидетельствует исполнение краевого бюджета за последние годы, план по погашению бюджетных кредитов и ссуд не выполняется. В 2004 году план по возврату бюджетных кредитов исполнен на 42,3 процента, в том числе: муниципальными образованиями на 21,9 процента, КГУП "Примтеплоэнерго" на 54,6 процента. За первое полугодие 2005 года план по возврату кредитов исполнен на 10 процентов к плану на первое полугодие (6 процентов к годовому плану), в том числе: муниципальными образованиями - на 8,6 процента и 3,8 процента, КГУП "Примтеплоэнерго" - на 0,8 процента и 0,7 процента, ОАО "Дальэнерго" - 0 процентов (план на первое полугодие 15407 тыс. рублей).

По разделу "Национальная безопасность и правоохранительная деятельность" расходы увеличиваются на 271010 тыс. рублей или на 10,6 процента. Всего по этому разделу предусмотрено 2828641 тыс. рублей, удельный вес в структуре расходов составит 11 процентов.

С увеличением к уровню 2005 года планируются расходы на содержание подразделений милиции общественной безопасности (на 21 процент или на 317053 тыс. рублей), на обеспечение пожарной безопасности (на 20,7 процента или на 118571 тыс. рублей), на предупреждение и ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий (на 72,3 процента или на 19642 тыс. рублей), на содержание поисково-спасательной службы (в 4 раза или на 28098 тыс. рублей).

По сравнению с 2005 годом почти в 2 раза снижаются целевые расходы на обеспечение безопасности дорожного движения, что связано со снижением объема соответствующих поступлений в краевой бюджет.

Расходы по разделу "Жилищно-коммунальное хозяйство" предусмотрены в сумме 2565953 тыс. рублей (10 процентов в структуре расходов) с ростом к уточненному плану на 2005 год 110,5 процента, по абсолютной величине увеличение расходов составит 243655 тыс. рублей.

По сравнению с показателями на 2005 год увеличивается объем субсидий на покрытие убытков КГУП "Примтеплоэнерго" (утверждено на 2005 год - 843448 тыс. рублей, проект на 2006 год - 1832310 тыс. рублей).

На 200000 тыс. рублей снижаются расходы на подготовку жилищно-коммунального хозяйства к отопительному сезону.

На краевую целевую программу "Обеспечение населения Приморского края питьевой водой" на 2002-2010 годы предусмотрено 48092 тыс. рублей со снижением к объему на 2005 год на 51908 тыс. рублей или более чем в 2 раза.

В связи с окончанием срока действия не планируются расходы на краевую целевую программу "Благоустройство дворовых территорий краевого центра и муниципальных образований Приморского края" (на 2005 год было предусмотрено 250 млн. рублей).

В 2005 году за счет федерального бюджета были предусмотрены средства на реализацию программы "Переселение граждан Российской Федерации из ветхого и аварийного жилищного фонда" в сумме 96000 тыс. рублей. В 2006 году эти расходы не планируются.

За счет субвенций из федерального бюджета планируются расходы на обеспечение жильем отдельных категорий граждан, предусмотренных федеральными законами "О ветеранах" и "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", в сумме 46913 тыс. рублей.

По разделу "Охрана окружающей среды" расходы планируются в сумме 66164,7 тыс. рублей, что на 7650,3 тыс. рублей меньше уровня 2005 года.

Расходы по краевой целевой программе "Отходы" на 2005-2011 годы составляют 60000 тыс. рублей (план 205 года - 60815 тыс. рублей).

Из федерального бюджета запланированы расходы в сумме 614,7 тыс. рублей на реализацию полномочий в области охраны и использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты.

Расходы на мероприятия по созданию и обеспечению охраны государственных заказников и памятников природы регионального значения увеличены на 1550 тыс. рублей к уровню 2005 года и составили 5550 тыс. рублей.

В 2006 году не планируется финансирование работ по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.

В целом по разделу расходы снижены на 10 процентов.

Расходы по разделу "Национальная экономика" предусмотрены в сумме 2986823 тыс. рублей (11,9 процента в структуре расходов), что к уточненному плану на 2005 год составляет 86,7 процента. По абсолютной величине сокращение расходов составит 457266 тыс. рублей.

По подразделу "Сельское хозяйство и рыболовство" расходы предусмотрены в сумме 325758 тыс. рублей со снижением к уточненному плану на 2005 год на 88989 тыс. рублей.

На 35521 тыс. рублей или на 12,6 процента снижаются расходы на сельскохозяйственное производство (уточненный план на 2005 год - 281121 тыс. рублей, проект на 2006 год - 245600 тыс. рублей).

В 2005 году заканчивается срок действия краевой целевой программы "Повышение плодородия почв Приморского края" (план на 2005 год 71123 тыс. рублей).

Из средств федерального бюджета поступят субвенции в сумме 10448,7 тыс. рублей на осуществление полномочий по проведению Всероссийской сельскохозяйственной переписи.

По подразделу "Транспорт" расходы предусмотрены в сумме 1607186 тыс. рублей со снижением к уточненному бюджету на 2005 год на 26777 тыс. рублей.

Не планируются в связи с окончанием срока действия расходы на краевую целевую программу "Ремонт автомобильных дорог и улиц муниципальных образований Приморского края" (план на 2005 год 290000 тыс. рублей).

Не планируются расходы на возмещение убытков железнодорожного транспорта (план на 2005 год 37850 тыс. рублей).

На 288 тыс. рублей снижаются ассигнования на мероприятия в области воздушного транспорта и на 12454 тыс. рублей - расходы на руководство и управление в отрасли транспорта.

Расходы на дорожное хозяйство планируются в сумме 1232000 тыс. рублей с увеличением к уточненному плану на 2005 год на 113815 тыс. рублей.

Отдельной строкой запланированы расходы на отдельные мероприятия в области дорожного хозяйства в рамках ремонта автомобильных дорог общего пользования в сумме 200000 тыс. рублей.

По подразделу "Другие вопросы в области национальной экономики" расходы планируются в сумме 969929 тыс. рублей. Изменилась структура расходов по данному подразделу.

В 2006 году по подразделу отражаются расходы на компенсацию тарифов на электроэнергию в сумме 460000 тыс. рублей, то есть на уровне плана на 2004 год (в 2005 году эти расходы отражались по подразделу "Топливно-энергетический комплекс") и расходы по возврату и обслуживанию долга Росрезерву в сумме 140000 тыс. рублей, что составляет 47,3 процента от плана на 2005 год (в 2005 году эти расходы отражались по разделу "Общегосударственные вопросы").

На 140000 тыс. рублей снижается объем субсидий из федерального бюджета на подпрограмму "Автомобильные дороги" (утвержденный план на 2005 год 290000 тыс. рублей, проект на 2006 год - 150000 тыс. рублей).

На строительство и реконструкцию объектов предусмотрено 150000 тыс. рублей по двум программам: на краевую целевую программу по защите от наводнений населенных пунктов - 100000 тыс. рублей и на софинансирование федеральной целевой программы "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на 1996-2005 и до 2010 года" - 50000 тыс. рублей. Снижение расходов связано с сокращением объектов строительства и реконструкции.

На 2006 год не запланированы расходы на компенсацию тарифов на электро и теплоэнергию сельскохозяйственным товаропроизводителям (в 2005 году - 40000 тыс. рублей) и на краевую целевую программу "Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости Приморского края" (план на 2005 год 10988 тыс. рублей).

По разделу "Национальная экономика" планируются также расходы за счет средств федерального бюджета:

на осуществление капитального ремонта гидротехнических сооружений - 8000 тыс. рублей;

на реализацию полномочий по тушению лесных пожаров - 15918,3 тыс. рублей;

на реализацию полномочий по осуществлению прав владения, пользования и распоряжения лесами, ранее находившимися во владении сельскохозяйственных организаций, их охране, защите и воспроизводству - 10031,8 тыс. рублей.

На краевую целевую программу "Электронное Приморье" расходы предусмотрены в сумме 50000 тыс. рублей, что к уровню 2005 года составляет 123,6 процента.

Финансовая помощь муниципальным образованиям

Доля расходов на финансовую помощь снизилась с 32,8 процента в 2005 году до 28 процентов.

Всего расходы по разделу "Межбюджетные трансферты" предусмотрены в сумме 7053207,3 тыс. рублей, в том числе из средств:

  • краевого фонда финансовой поддержки муниципальных районов и городских округов - 1241822 тыс. рублей;
  • краевого фонда финансовой поддержки поселений - 186843 тыс. рублей;
  • краевого фонда софинансирования социальных расходов - 126444 тыс. рублей;
  • краевого фонда компенсаций - 5384053 тыс. рублей;
  • федерального бюджета - 114045,3 тыс. рублей.

Краевой фонд финансовой поддержки муниципальных районов и городских округов сформирован в сумме 1241822 тыс. рублей.

В соответствии со статьей 34 Закона Приморского края "О бюджетном устройстве, бюджетном процессе и межбюджетных отношениях в Приморском крае" фонд делится на две части: дотации на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности муниципальных районов и городских округов и дотации для обеспечения сбалансированности бюджетов муниципальных районов и городских округов (в 2006 году объем этой дотации не должен превышать 40 процентов общего объема средств фонда).

Объем дотаций на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности предусмотрен в сумме 745093 тыс. рублей, средства распределены 10 городским округам (кроме закрытых территориальных образований) и 22 муниципальным районам согласно приложению 12 к Проекту.

Дотации для обеспечения сбалансированности бюджетов предусмотрены в сумме 496729 тыс. рублей (40 процентов от объема фонда) и муниципальным образованиям не распределены. В соответствии со статьей 23 Проекта распределение этих дотаций будет осуществляться администрацией Приморского края в течение 2006 года.

Краевой фонд финансовой поддержки поселений сформирован в объеме 186843 тыс. рублей. В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 33 Закона Приморского края "О бюджетном устройстве, бюджетном процессе и межбюджетных отношениях в Приморском крае" дотации из этого фонда распределены 12 городским округам (приложение 13 к Проекту).

Краевой фонд софинансирования социальных расходов сформирован в объеме 126444 тыс. рублей. В соответствии со статьей 36 Закона Приморского края "О бюджетном устройстве, бюджетном процессе и межбюджетных отношениях в Приморском крае" фонд образован в целях предоставления бюджетам муниципальных образований субсидий для долевого финансирования приоритетных социально значимых расходов. Целевое назначение субсидий на 2006 год:

  • на покрытие убытков, возникающих при продаже населению электроэнергии, вырабатываемой дизельными электростанциями - 115108 тыс. рублей. Субсидии распределены 9 муниципальным образованиям (приложение 16 к Проекту);
  • на содержание защитных сооружений от наводнений - 11336 тыс. рублей. Субсидии распределены 12 муниципальным образованиям (приложение 16 к Проекту).

Краевой фонд компенсаций сформирован в объеме 5384053 тыс. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета - 59256 тыс. рублей (субвенции на выполнение федеральных полномочий по регистрации актов гражданского состояния - 58606 тыс. рублей и по составлению списков кандидатов в присяжные заседатели - 650 тыс. рублей).

Объем субвенций, передаваемых бюджетам муниципальных образований на реализацию отдельных государственных полномочий, составляет 5324797 тыс. рублей (их распределение представлено в приложении 14 к Проекту):

3118191 тыс. рублей (116,3 процента к уровню 2005 года) - субвенции на реализацию основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников муниципальных общеобразовательных учреждений, на приобретение учебных пособий, технических средств обучения, расходных материалов и хозяйственные нужды. В 2006 году в число получателей включены закрытые территориальные образования;

312725 тыс. рублей - организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего общего образования в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся с отклонениями в развитии;

1707622 тыс. рублей (114,6 тыс. рублей к уровню 2005 года) - на выплаты гражданам адресных субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг. Из федерального бюджета на частичное возмещение расходов предусмотрены субсидии в сумме 300000 тыс. рублей (17,6 процента от запланированной суммы выплат);

17000 тыс. рублей - на обеспечение деятельности комиссий по делам несовершеннолетних;

169259 тыс. рублей - в соответствии со статьей 33 Закона Приморского края "О бюджетном устройстве, бюджетном процессе и межбюджетных отношениях в Приморском крае" на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений, входящих в состав муниципальных районов.

Ряд расходов, которые были в 2005 году предусмотрены в составе субвенций, предаваемых муниципальным образованиям края, в 2006 году запланированы по разделу "Социальная политика": расходы по погребение - 7481 тыс. рублей (128,5 процента к уровню 2005 года), реализация мер социальной поддержки ветеранов труда (в 2005 году на эти цели в краевом бюджете в общей сложности предусмотрено 1191533,6 тыс. рублей, в 2006 году по разделу "Социальная политика" - 1402500 тыс. рублей), реализация мер по социальной поддержке реабилитированных лиц (в 2005 году - 37255 тыс. рублей, в 2006 году - 41789 тыс. рублей).

Из федерального бюджета поступили дотации на возмещение расходов от содержания объектов жилищно-коммунального хозяйства и социально-культурной сферы, переданных в ведение органов местного самоуправления, в сумме 60445,3 тыс. рублей, их распределение представлено в приложении 17 к Проекту и субвенции на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков - 53600 тыс. рублей.

Краевые целевые программы

Проектом на 2006 год предусмотрено финансирование 10 краевых целевых программ на общую сумму 727092 тыс. рублей, включающих 3 подпрограммы (в 2005 году 25 программ - 1498245 тыс. рублей), с ассигнованиями ниже уровня 2005 года на 771153 тыс. рублей.

В нарушение пункта 4 статьи 67 Закона Приморского края "О бюджетном устройстве, бюджетном процессе и межбюджетных отношениях в Приморском крае" в предлагаемом Проекте на 2006 год без указания причины прекращения финансирования предусмотрено приостановление действия следующих 3 краевых целевых программ:

  • полностью - "Профилактика и лечение артериальной гипертонии в Приморском крае" на 2002-2008 годы (план - 18644,9 тыс. рублей);
  • частично - "Пожарная безопасность" на 2005-2008 годы в части расходов по разделу 0300 "Национальная безопасность и правоохранительная деятельность" (план - 16435 тыс. рублей); "Приморье без наркотиков" на 2005-2010 годы (части 3, 4 приложения № 1 к Закону Приморского края от 29 декабря 2004 года № 197-КЗ "О краевой целевой программе "Приморье без наркотиков" на 2005-2010 годы"), план - 14280 тыс. рублей.

В связи с приостановлением действия законодательных актов Приморского края и нормативных правовых актов Законодательного Собрания Приморского края в 2006 году по 2 программам финансирование прекращено частично, а по 9 программам финансирование прекращено полностью. Из них только по разделу "Здравоохранение и спорт" финансирование приостановлено по 6 краевым целевым программам, в том числе:

  • "Здоровый ребенок" на 2003-2006 годы;
  • "Профилактика клещевого энцефалита в Приморском крае" на 2004-2008 годы;
  • "Предупреждение распространения в Приморском крае заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)", на 2002-2006 годы "Анти-ВИЧ/СПИД";
  • "Развитие и совершенствование службы медицины катастроф Приморского края" на 2003-2006 годы;
  • "Общая врачебная (семейная) практика" на 2003-2006 годы;
  • "Профилактика и лечение артериальной гипертонии в Приморском крае" на 2002-2008 годы.

Из вышеперечисленных краевых целевых программ по 5 предложено прекратить финансирование в связи с отсутствием средств в краевом бюджете.

В 2006 году по 6 краевым целевым программам финансирование прекращено полностью в связи с окончанием срока действия программ.

Кроме того, предлагается прекратить финансирование краевой целевой программы "Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости Приморского края" на 2003-2007 годы в связи с переходом полномочий по учету кадастра на федеральный уровень и краевой целевой программы "О социальном развитии села до 2010 года" в связи с требуемой доработкой в части распределения расходов по направлениям, указанным в программе, в соответствии с разделами бюджетной классификации, так как расходы, учтенные в краевой целевой программе "О социальном развитии села до 2010 года" должны быть исключены из других программ.

Государственный долг Приморского края

В представленном Проекте верхний предел государственного долга Приморского края на 1 января 2007 года устанавливается в объеме 3350 млн. рублей, в том числе предельный объем обязательств по государственным гарантиям - 1380 млн. рублей, что в соответствии со статьей 107 Бюджетного кодекса Российской Федерации не превышает прогнозируемый объем доходов краевого бюджета без учета финансовой помощи из федерального бюджета (16435,3 млн. рублей).

Лимит предоставления государственных гарантий на 2006 год устанавливается в размере 960 млн. рублей. В приложении 20 к Проекту представлен перечень получателей государственных гарантий на сумму 410 млн. рублей, превышающую 0,01 процента расходов краевого бюджета. Получателями гарантий станут: КГУП "Государственное агентство по продовольствию Приморского края" - 250 млн. рублей, субъекты малого предпринимательства (без указания конкретных получателей) - 10 млн. рублей, муниципальные образования (без указания конкретных получателей) - 150 млн. рублей.

Одновременно с Проектом представлена программа государственных внутренних заимствований на 2006 год.

Заимствования на 2006 год планируются в сумме 1460 млн. рублей, из них: 1050 млн. рублей - кредиты, получаемые от других бюджетов (300 млн. рублей) и кредиты от кредитных организаций (750 млн. рублей), 410 млн. рублей - государственные гарантии, предоставляемые администрацией края в 2006 году.

Кроме кредитов (1050 млн. рублей) планируются поступления от продажи акций в сумме 1 млн. рублей и земельных участков до разграничения государственной собственности на землю - 9,5 млн. рублей. Таким образом, общий объем привлеченных средств составит 1060,5 млн. рублей.

Погашение долгов Приморского края в 2006 году предусматривается в сумме 1060,5 млн. рублей.

Объем внутреннего долга на начало 2006 года в соответствии с соглашением о займах в предыдущие годы и не утративших силу в 2006 году составляет 1346,2 млн. рублей.

Объем долга края на конец 2006 года предусматривается в сумме 1452 млн. рублей с увеличением к объему на начало года на 105,8 млн. рублей.

Предельный объем расходов на обслуживание государственного долга предусматривается в сумме 55 млн. рублей, что составляет 0,2 процента от объема расходов краевого бюджета на 2006 год, то есть не превышает установленный статьей 111 Бюджетного кодекса Российской Федерации уровень 15 процентов от расходов.

Средства на инвестиции в основные фонды за счет средств федерального и краевого бюджетов

Объем средств на инвестиции предусмотрен в сумме 1506102 тыс. рублей (приложение 11 к Проекту) с ростом к уровню 2005 года на 71985 тыс. рублей или на 5 процентов.

Распределение инвестиций в разрезе по отраслям характеризуется следующими данными:

тыс. рублей

Отрасли Утверждено на 2005 год Проект 2006 года Отклонение %
Национальная экономика 478310,01 150000 -328310,01 31,4
Жилищно-коммунальное хозяйство 574608,17 715565 140956,83 124,5
Образование 34000 88100 54100 259,1
Культура 41000 69769 28769 170,2
Здравоохранение 301715 463724 162009 153,7
Социальная политика 4484 18944 14460 422,5
Итого 1434117,18 1506102 71984,82 105,2

Анализ текстовых статей

Отдельные статьи Проекта не в полной мере соответствуют Бюджетному кодексу Российской Федерации и иным законодательным актам Российской Федерации.

Пунктом 1 статьи 3 и пунктом 2 статьи 11 Проекта предусматривается зачисление в полном объеме в доходы краевого бюджета доходов бюджетных учреждений от платных услуг, предпринимательской и иной, приносящей доход деятельности. Однако, в приложении 5 Проекта "Объемы поступлений доходов краевого бюджета в 2006 году" данные доходы не запланированы.

Считаем необходимым учесть в доходах краевого бюджета на 2006 год доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности по коду 30000000000000000 в соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации от 10 декабря 2004 года № 114н.

Механизм расходования средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, необходимо установить совместно законодательной и исполнительной власти Приморского края в соответствии с письмом Министерства финансов Российской Федерации от 10.11.2002 №03-01-01/12-403.

Справочно: по данным территориального органа федеральной службы государственной статистики по Приморскому краю доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности за январь-июнь 2005 года составили 289,5 млн. рублей или 1,4 процента от доходов бюджета края.

Пунктом 3 статьи 13 Проекта администрации Приморского края предоставлено право распределять объемы средств краевого бюджета между муниципальными образованиями по краевым целевым программам "Квартира молодой семье" на 2002 - 2010 годы и "Переселение граждан из ветхого и аварийного жилого фонда в Приморском крае" на 2004 - 2010 годы и на подготовку жилищно-коммунального хозяйства к отопительному сезону 2006/2007 года.

Считаем необходимым распределение средств краевого бюджета между муниципальными образованиями утвердить на Законодательном Собрании Приморского края.

Пунктом 1 статьи 15 Проекта администрации Приморского края предоставлено право внутри и между разделами, подразделами, целевыми статьями и видами расходов функциональной классификации перераспределять средства на строительство и реконструкцию объектов с последующим внесением изменений в сводную бюджетную роспись.

Данный пункт считаем неправомерным, так как пунктом 3 статьи 234 Бюджетного кодекса Российской Федерации только органу, исполняющему бюджет, разрешено перемещать бюджетные ассигнования между разделами, подразделами, целевыми статьями и видами расходов в пределах 10 процентов средств, выделенных главному распорядителю.

Выводы

1.Проект Закона Приморского края "О краевом бюджете на 2006 год" внесен губернатором Приморского края на рассмотрение Законодательного Собрания Приморского края в срок, предусмотренный статьей 66 Закона Приморского края "О бюджетном устройстве, бюджетном процессе и межбюджетных отношениях в Приморском крае". Перечень и содержание документов в основном соответствуют указанной статье. В тоже время, расчеты по формированию доходов краевого бюджета представлены только по укрупненным показателям, не позволяющим установить их обоснованность.

2.Отдельные статьи текстовой части Проекта не в полной мере соответствуют Бюджетному кодексу Российской Федерации и иным законодательным актам Российской Федерации. Предлагаем привести в соответствие статьи 11,15,23 и 28 Проекта Бюджетному кодексу Российской Федерации, иным законодательным актам.

3.Доходы краевого бюджета предусмотрены в сумме 25165,1 млн. рублей, расходы - 25165,1 млн. рублей. Бюджет бездефицитный.

Однако вызывает сомнение факт планируемого возврата долгов по непогашенным бюджетным кредитам прошлых лет в сумме не менее 2200,0 млн. рублей (13,3 процента от налоговых и неналоговых доходов).

В случае неполучения этих долгов профинансировать запланированные расходы в полном объеме не представится возможным.

4.Предусматривается рост доходов краевого бюджета на 712,1 млн. рублей по отношению к ожидаемому исполнению 2005 года, из них налоговых доходов - на 1642,5 млн. рублей. Неналоговые доходы планируются с уменьшением на 61 млн. рублей.

Считаем, что имеется резерв увеличения доходной части проекта краевого бюджета в части неналоговых доходов на сумму более 100 млн. рублей. Так, в 2 раза занижен объем поступлений от сдачи в аренду имущества (по расчетам администрации Приморского края - 10 млн. рублей, по расчетам контрольно-счетной палаты - 20 млн. рублей). Занижены доходы от реализации имущества (4 объектов площадью 6533 м2), которые предусмотрены в сумме 7,5 млн. рублей. Считаем, что поступления должны составить более 100 млн. рублей.

5.Расходы краевого бюджета на 2006 год предусматриваются в сумме 25165,1 млн. рублей. С ростом к ожидаемому исполнению за 2005 год прогнозируются расходы по разделам социально-культурной сферы на 2964,4 млн. рублей, национальной безопасности и правоохранительной деятельности - на 271 млн. рублей, мобилизационной подготовке экономики на 1,3 млн. рублей.

Одной из причин снижения или увеличения прогнозируемых расходов по остальным разделам является изменение структуры разделов.

6.В приложении 3 "Нормативы отчислений налогов и сборов, подлежащих в соответствии с федеральным законодательством зачислению в краевой бюджет, бюджеты поселений и бюджеты муниципальных районов Приморского края, на 2006 год" не прописаны нормативы бюджетам городских округов по единому налогу на вмененный доход - 90 процентов, единому сельскохозяйственному налогу - 60 процентов, государственным пошлинам - 100 процентов, прочим налогам и сборам (по отмененным местным налогам и сборам) - 100 процентов.

7.Считаем неправомерным и несоответствующим Приказу Министерства финансов Российской Федерации от 10.12.2004 № 114н "Об утверждении указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации" включение ряда учреждений и организаций, таких как Законодательное Собрание Приморского края, ОАО "Дальэнерго" и других, в число администраторов поступлений в краевой бюджет.

8.По нашему мнению, необходимо в доходной и расходной части краевого бюджета отразить прогнозируемые доходы и расходы краевых бюджетных учреждений, полученные от платных услуг, предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход.

9.Не представлены обоснования для исключения из Проекта ряда краевых целевых программ и не указаны причины изменения объемов их финансирования на очередной финансовый год.

Анализ краевых целевых программ, предусмотренных к финансированию из краевого бюджета в 2006 году, показывает, что количество программ, по сравнению с 2005 годом, уменьшилось на 15, в том числе: по 6 программам окончен срок действия, 9 - приостановлены полностью (из них по разделу "Здравоохранение и спорт" - 6), 2 - приостановлены частично.

Проектом предусмотрено финансирование 10 целевых программ, из них по 7 - в объеме 727,1 млн. рублей, что ниже объемов финансирования утвержденных паспортами программ на 139,3 млн. рублей. В паспортах трех программ разбивка объемов финансирования по годам отсутствует, так как она предполагается исходя из возможностей краевого бюджета. Согласно вышеизложенному, данный факт может привести к рискам невыполнения программных мероприятий и неэффективному расходованию бюджетных средств.

10.Без объяснения причин и обоснованных расчетов снижены расходы на подготовку жилищно-коммунального хозяйства к отопительному сезону на 200 млн. рублей. При этом отсутствует распределение средств по муниципальным образованиям.

По сравнению с показателями на 2005 год увеличен объем субсидий на покрытие убытков КГУП "Примтеплоэнерго" без необходимых расчетов и обоснований (утверждено на 2005 год - 843448 тыс. рублей, проект на 2006 год - 1832310 тыс. рублей).

11.Предлагаем определить полномочия государственного учреждения Приморское казначейство. Считаем необходимым в срочном порядке решить судьбу данного учреждения, так как в нарушение статьи 2151 Бюджетного кодекса Российской Федерации его финансирование в 2006 году неправомерно (план - 56568 тыс. рублей).

12.Учитывая изложенное, контрольно-счетная палата полагает необходимым при рассмотрении Законодательным Собранием Приморского края Проекта бюджета на 2006 год в первом чтении учесть замечания и предложения, содержащиеся в настоящем заключении.

 

Председатель
контрольно-счетной палаты
А.Н.Сухов