О палатеНовостиДеятельностьПротиводействие коррупцииГосслужбаЛичный приёмСовет КСОНормативная база

Рассылки

Заключение контрольно-счетной палаты Законодательного Собрания Приморского края к проекту Закона Приморского края "О краевом бюджете на 2004 год" (первое чтение)

Проект Закона Приморского края "О краевом бюджете на 2004 год" с приложениями представлен в Законодательное Собрание 5 сентября 2003 года, то есть в срок, установленный статьей 56 Закона Приморского края "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Приморском крае".

Вместе с тем, одновременно с проектом не представлены: нормативы финансовых затрат на предоставление бюджетных услуг из бюджетов муниципальных образований Приморского края (приложение 8); распределение между городами и районами дотаций на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности из фонда финансовой поддержки муниципальных образований Приморского края — приведена только общая сумма дотаций (приложение 9); распределение между городами и районами средств субвенций, передаваемых бюджетам муниципальных образований Приморского края на реализацию отдельных государственных и иных полномочий — приведены только общие суммы по отдельным направлениям (приложение 14).

Проект краевого бюджета на 2004 год сформирован с учетом положений Бюджетного послания Президента РФ на 2004 год и бюджетного послания губернатора края на 2004 год, прогноза социально-экономического развития края на 2004 год, изменений налогового законодательства, вводимых с 1 января 2004 года. Так, расчеты доходов краевого бюджета на 2004 год учитывают: отмену налога с продаж, изменения по налогу на имущество предприятий; индексацию специфических (установленных в абсолютной сумме на единицу измерения) ставок акцизов; изменений ставки налога на прибыль по уровням бюджетной системы; индексацию ставок земельного налога; увеличение имущественного вычета при налогообложении доходов физических лиц.

В проекте краевого бюджета на 2004 год предусмотрено сокращение расходов местных бюджетов и передачу в ведение администрации края расходов на: содержание личного состава государственной противопожарной службы; содержание органов записи гражданского состояния; реализацию топлива населению (дрова, уголь); финансовое обеспечение государственных гарантий прав граждан в области образования, в том числе оплата труда педагогических работников, компенсация выплаты на питание школьников, денежной компенсации для обеспечения книгоиздательской продукцией работников муниципальных образовательных учреждений.

Администрация Приморского края предлагает в проекте бюджета на 2004 год увеличить норматив зачисления в краевой бюджет налога на доходы физических лиц на 10% (т.е. 50% против 40% в 2003 году), что составит сумму порядка 430 млн. рублей.

В 2004 году пакет инвестиционных программ возрастает до 16 против 11 в 2003 году, а их общее финансирование составит 722,5 млн. рублей против 214,1 млн. рублей в 2003 году.

Учтены положения среднесрочной программы экономического и социального развития Приморского края на период до 2005 года. Уровень инфляции прогнозируется в размере 10,4%, прирост валового регионального продукта — 2,46%. Рост продукции промышленного производства составит 105,5%, сельскохозяйственного — 105,4%, инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования — 107,6%, оборота розничной торговли — 106%, объема платных услуг населению — 103%.

Прогнозная оценка доходов консолидированного бюджета края на 2004 год — 25650 млн. рублей, из них:

  • доходы без учета финансовой помощи из федерального бюджета — 18189,7 млн. рублей или 117,6% к бюджету на 2003 год, из них:
    • собственные доходы — 18089 млн. рублей или 126,7% к уровню 2003 года, из них:
      • краевой бюджет — 11190,3 млн. рублей (удельный вес 61,8%);
      • бюджеты муниципальных образований — 6899 млн. рублей (удельный вес 38,2%).

По данным Управления МНС РФ по Приморскому краю за 8 месяцев 2003 года доля бюджетов муниципальных образований в общем объеме поступлений в территориальный бюджет составила 44%.

Предлагаемые в проекте краевого бюджета долговые параметры не превышают пределы, установленные законодательством.

Доходы

Доходы краевого бюджета на 2004 год планируются в сумме 18750,6 млн. рублей, прирост к бюджету на 2003 год составил 5,1% или 914,1 млн. рублей (приложение 1). Безвозмездные перечисления от других бюджетов бюджетной системы (из федерального бюджета) запланированы в сумме 7560,4 млн. рублей, т.е. на уровне бюджета 2003 года, т.к. федеральный бюджет на 2004 год еще не рассмотрен.

Прирост доходов на 5,1% предусмотрен за счет прироста собственных доходов с учетом доходов целевых бюджетных фондов на 8,9% или на 913,6 млн. рублей.

Налоговые доходы

Налоговые доходы планируются в сумме 9532,7 млн. рублей, с приростом к плану на 2003 год на 34% или на 2418,3 млн. рублей (приложение 2).

В проекте краевого бюджета на 2004 год в отличие от бюджета 2003 года в состав налоговых доходов в соответствии с бюджетной классификацией включены те статьи, которые являются источниками формирования доходов целевых бюджетных фондов, на общую сумму 1049,6 млн. рублей. В том числе на формирование дорожного фонда Приморского края — 1028,7 млн. рублей (акцизы на нефтепродукты — 347 млн. рублей, земельный налог — 230 млн. рублей, налог на пользователей автомобильных дорог (в части погашения задолженности прошлых лет) — 205 млн. рублей, транспортный налог — 246,7 млн. рублей), экологического фонда — 20,9 млн. рублей (плата за нормативные и сверхнормативные выбросы и сбросы вредных веществ, размещение отходов — 20,9 млн. рублей).

Прирост поступлений по остальным налогам, являющимся источниками формирования налоговых доходов, предусматривается 19,2% или 1368,7 млн. рублей, в том числе по следующим налогам и платежам:

Наименование налога (платежа) Прирост к бюджету на 2003 год
% млн. рублей
Налог на доходы физических лиц 59,9 1623,4
Налог на игорный бизнес 100,7 26,7
Акцизы 79,0 379,7
Единый налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения 279,2 65,6
Налог на имущество предприятий 39,2 215,4
Налог на добычу полезных ископаемых 14,9 7,9
Плата за пользование водными объектами 69,9 24,6
Плата за право пользования объектами животного мира 7,7 0,2

Снижение по сравнению с бюджетом на 2003 год предусмотрено по следующим налогам и платежам:

Наименование налога (платежа) Снижение к бюджету на 2003 год
% млн. рублей
Налог на прибыль -24,3 -596,1
Налог с продаж -90,1 -262,5
Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности -15,9 -55,7
Платежи за пользование недрами (в части погашения задолженности прошлых лет) -37,1 -1,3
Платежи за пользование лесным фондом -38,6 -40,2
Отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы (в части погашения задолженности прошлых лет) -93,6 -18,9

Структура налоговых доходов:

  %
Налог на доходы физических лиц 45,5
Налог на прибыль предприятий 19,5
Акцизы 12,7
Налог на имущество предприятий 8,0
Платежи за пользование природными ресурсами 4,6
Налоги на совокупный доход 4,0
Транспортный налог 2,6
Остальные 3,1

Налог на доходы физических лиц. Поступления по этому налогу планируются в сумме 4334,9 млн. рублей с приростом к плану на 2003 год на 59,9% или на 1623,4 млн. рублей.

Проектом Закона Приморского края на 2004 год предлагается увеличить норматив отчислений от налога в краевой бюджет на 10 процентных пункта и установить его в размере 50% доходов от налога на доходы физических лиц, подлежащих зачислению в бюджет субъекта, против 40% в 2003 году. Соответственно на 10% снижается норматив отчисления доходов от этого налога в бюджеты муниципальных образований края.

Уровень собираемости налога на доходы физических лиц заложен в размере 100%. Задолженность по состоянию на 1 июля 2003 года в консолидированный бюджет составила 388,7 млн. рублей (ф.№ 4-НМ). Эта сумма почти в полном объеме (370,3 млн. рублей) включена в расчет налога на доходы физических лиц на 2004 год.

Налоговая база для расчета налога по ставке 13% увеличена к уровню 2003 года на 25%, что реально, учитывая повышение заработной платы работникам бюджетной сферы с 01.10.2003 года на 33%, предполагаемый рост средней заработной платы одного работающего в 2004 году на 8%, рост фонда оплаты труда на 19,2%. За счет этих факторов прирост суммы налога в краевой бюджет в 2004 году составит не менее 750 млн. рублей, а за счет роста на 10 процентных пунктов норматива отчислений в краевой бюджет — не менее 870 млн. рублей.

В структуре налоговых доходов краевого бюджета налог составляет 45,5%.

Налог на прибыль предприятий. В структуре налоговых доходов краевого бюджета налог на прибыль занимает 2 место (19,5%).

Поступления по этому налогу планируются в сумме 1860,4 млн. рублей или 75,7% к бюджету на 2003 год, т.е. меньше на 24,6% или на 596,1 млн. рублей.

В соответствии с Федеральным Законом от 07.07.2003 № 117-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового Кодекса РФ и некоторые другие законодательные акты РФ, а также о признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений, законодательных актов) РФ" с 2004 года изменились ставки налога, исчисленного по ставке 24%, в различные уровни бюджетов: снижена ставка в федеральный бюджет с 6% в 2003 году до 5%, увеличена ставка в краевой бюджет с 16% до 17%. В местные бюджеты, как и в 2003 году, зачисляется сумма налога, исчисленная по ставке 2%.

Налогооблагаемая база по налогу на прибыль за 2003 год ожидается, исходя из отчетных данных Управления МНС РФ по Приморскому краю, на 30% ниже, чем было учтено в проекте краевого бюджета на 2003 год при расчете налога на прибыль. Поступление налога на прибыль в 2003 году также ожидается меньше запланированного, в том числе и в краевой бюджет. За 7 месяцев 2003 года в краевой бюджет поступило 1140,3 млн. рублей налога на прибыль, что составило 46,4% к годовому плану.

Налогооблагаемая база по налогу на прибыль на 2004 год рассчитана с учетом данных за 2003 год, изменений, внесенных в законодательные акты по налогу, учтен запланированный уровень инфляции — 110,4%, рост ВРП — 102,46%. Прогноз налогооблагаемой базы на 2004 год — 10609,2 млн. рублей или 102% к оценке за 2003 год, исходя из этого и рассчитан налог на прибыль.

Уровень собираемости налога в проекте бюджета заложен в размере 97,7%. Задолженность по уплате налога на прибыль организаций во все уровни бюджетов по состоянию на 01.08.2003 составила 682,7 млн. рублей, в том числе недоимка — 243,7 млн. рублей. В расчетах налога на прибыль на 2004 год учтено погашение недоимки в размере 20% (49,8 млн. рублей).

Акцизы. В структуре налоговых доходов на долю акцизов приходится 12,7%. Поступления акцизов запланированы в сумме 1207,5 млн. рублей с приростом к бюджету 2003 года на 151,1%, из них 347 млн. рублей в соответствии со статьей 4 Проекта Закона (83,3% доходов от акцизов на нефтепродукты, подлежащих зачислению в краевой бюджет) являются источником целевого бюджетного (дорожного) фонда.

В соответствии с Федеральным Законом от 07.07.2003г. № 117-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового Кодекса РФ и некоторые другие законодательные акты РФ, а также о признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений, законодательных актов) РФ" с 2004 года изменились в сторону увеличения налоговые ставки налогообложения подакцизных товаров, в том числе: на водку и ликеро-водочные изделия — на 18%, на пиво — на 10%. Изменились также ставки по уплате акцизов оптовыми организациями с акцизных складов, так при реализации оптовыми организациями с акцизных складов алкогольной продукции с объемной долей этилового спирта свыше 9% налогообложение осуществляется (за исключением вин) по налоговым ставкам в размере 80% соответствующих налоговых ставок (в отношении вин в размере 65%) против 50% в 2003 году.

На 2004 год планируется рост объемов реализации продукции к ожидаемому за 2003 год, в том числе алкогольной продукции с объемной долей этилового спирта 40% — на 3,6%, с объемной долей этилового спирта 35% — на 50,8%, пива — на 10%.

Поступления акцизов на алкогольную продукцию и пиво составят 791,5 млн. рублей с приростом к бюджету на 2003 год 92,3%. Нормативы отчислений от акцизов, подлежащих зачислению в краевой бюджет и бюджеты муниципальных образований, на 2004 год остались на уровне 2003 года.

Налог на имущество предприятий. Налог на имущество на 2004 год рассчитан в соответствии с проектом новой главы Налогового Кодекса, которая на момент составления проекта краевого бюджета на 2004 год была принята в Государственной Думе Федерального Собрания РФ во втором чтении. Ставка налога по проекту 2,6% против 2% в 2003 году. Сумма налога, подлежащая зачислению в краевой бюджет, 764,6 млн. рублей или 139,2% к бюджету на 2003 год.

Расчет налога на имущество предприятий на 2004 год по действующему законодательству (по ставке 2%) составит около 590 млн. рублей, т.е. на 174,6 млн. рублей меньше предусмотренного в проекте.

Налог с продаж. В соответствии с Федеральным Законом от 27.11.2001г. № 148-ФЗ глава 27 Налогового Кодекса "Налог с продаж" с 01.01.2004 утратила силу. На 2004 год планируется поступление в краевой бюджет недоимки по налогу с продаж в сумме 28,9 млн. рублей.

Налог на игорный бизнес. Этот налог относится к подгруппе "Налог на прибыль" налоговых доходов. На 2004 год планируются поступления в сумме 53,2 млн. рублей, что составит 200,7% к показателям, установленным бюджетом на 2003 год.

Расчет произведен в рамках действующего законодательства, ставки при расчете установлены в соответствии с Законом Приморского края от 07.12.1999 № 77-КЗ "О ставках налога на игорный бизнес" в редакции Закона Приморского края от 29.05.2003 № 56-КЗ.

Однако в соответствии со статьей 1 Федерального Закона от 27.12.2002 № 182-ФЗ с 1 января 2004 года вступает в силу глава 29 Налогового Кодекса "Налог на игорный бизнес". Установленные Законом Приморского края от 29.05.2003 № 56-КЗ ставки противоречат статье 369 главы 29 Налогового Кодекса. Необходимо принять соответствующий Закона Приморского края и произвести перерасчет суммы налога на игорный бизнес.

Налоги на совокупный доход. Поступления единого налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, предусмотрены в сумме 89,1 млн. рублей, что составит 379,2% к показателям, установленным бюджетом на 2003 год.

В соответствии с изменениями, внесенными в Бюджетный Кодекс РФ Федеральным Законом от 07.07.2003 № 117-ФЗ, с 1 января 2004 года увеличился норматив отчислений доходов от уплаты этого налога в краевой бюджет с 15% в 2003 году до 45% в 2004 году за счет исключения отчислений в федеральный бюджет (в 2003 году 30%). Отчисления в местные бюджеты остались на уровне 2003 года 45%.

Всего за 7 месяцев 2003 года в крае собрано единого налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, 112,6 млн. рублей, в том числе по уровням бюджетной системы:

  % млн. руб.
Федеральный бюджет 30 33,8
Краевой бюджет 15 16,5
Местный 45 51,0
Внебюджетные фонды 10 11,3

План поступления этого налога в краевой бюджет выполняется, план на 9 месяцев в январе-июле уже исполнен на 101%. Наблюдается рост числа субъектов малого бизнеса, перешедших на упрощенную систему налогообложения.

В 2004 году планируется собрать единого налога по упрощенной системе налогообложения (с учетом собираемости 98%) 198,1 млн. рублей, в том числе в краевой бюджет (45%) — 89,1 млн. рублей.

Поступления единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности планируются в сумме 294,8 млн. рублей, что составит 84,1% к показателям, установленным бюджетом на 2003 год. Нужно отметить, что план 2003 года по этому налогу не выполняется, за 7 месяцев собрано налога в краевой бюджет 42,9 млн. рублей, что составило только 12,2% к годовому плану.

Всего же по краю во все уровни бюджетов за 7 месяцев собрано 293,9 млн. рублей, ожидаемое исполнение по году — 568,5 млн. рублей. На 2004 год планируется с учетом расширения деятельности на 4,5% — 655,1 млн. рублей, из них в краевой бюджет по нормативу 45% (в соответствии с Федеральным Законом от 07.07.2003 № 117-ФЗ) — 294,8 млн. рублей.

Платежи за пользование природными ресурсами (4,6% в структуре налоговых доходов). Поступление платежей на 2004 год планируются в сумме 442 млн. рублей с ростом к показателям, установленным бюджетом на 2003 год в 2 раза.

В составе платежей за пользование природными ресурсами в проекте 2004 года в отличие от 2003 года запланированы поступления платы за нормативные и сверхнормативные выбросы и сбросы вредных веществ, размещение отходов в сумме 20,9 млн. рублей (средства являются целевыми и направляются на формирование экологического фонда), а также поступления земельного налога в сумме 230 млн. рублей (эти средства также являются целевыми и направляются на формирование дорожного фонда Приморского края).

В соответствии со статьей 7 Федерального Закона от 07.07.2003 № 117-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса РФ и некоторые другие законодательные акты РФ, а также о признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) РФ" действующие в 2003 году ставки земельного налога на сельскохозяйственные угодья применяются в 2004 году с коэффициентом 1,1.

Поступления по налогу на добычу полезных ископаемых планируются в сумме 60,9 млн. рублей, что составит 114,9% к показателям, предусмотренным бюджетом на 2003 год. Рост предусмотрен за счет роста добычи полезных ископаемых.

Плата за пользование водными объектами запланирована в сумме 59,8 млн. рублей, что составит 169,9% к плану на 2003 год, прирост 69,9% или 24,6 млн. рублей. Нужно отметить, что плановые показатели на 2003 год по плате за пользование водными объектами выполняются. За 7 месяцев поступило 34,5 млн. рублей, что составило 98,1% к годовому плану.

Платежи за пользование лесным фондом планируются в сумме 64 млн. рублей, что составит 61,4% к плану на 2003 год. В составе налоговых доходов планируются поступления платежей в части минимальных ставок. Другие доходы от использования лесного фонда учтены в составе неналоговых доходов.

Неналоговые доходы

Неналоговые доходы на 2004 год предусмотрены в сумме 1657,6 млн. рублей (приложение 3). Основные доходные статьи:

  млн. руб.
доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности или от деятельности государственных организаций 1409,5
административные платежи и сборы 233,0
прочие неналоговые доходы 15,1

Прирост доходов по подстатье "Доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, планируются в сумме 222,6 млн. рублей с приростом к плану на 2003 год на 20,7% или на 38,1 млн. рублей. Предлагаем в Проекте бюджета на 2004 год дать расшифровку плана этой подстатьи по строкам "арендная плата за земли городов и поселков", "прочие доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной собственности".

Выводы

1. Представленный на рассмотрение Законодательного Собрания Приморского края проект краевого бюджета является бездефицитным.

2. Продолжается процесс централизации доходов в краевом бюджете для решения основных задач, стоящих перед краем.

3. Предусмотренный проектом краевого бюджета рост доходов на 5% обеспечивает соответствующий рост расходов.

4. Необходимо своевременно внести изменения в законодательные акты Приморского края по налогу на имущество предприятий и налогу на игорный бизнес в части установления ставок налогов на 2004 год.

5. Не представлены приложения 8, 9, 14 к проекту Закона "О краевом бюджете на 2004 год".

6. Учитывая предмет первого чтения закона о бюджете, считаем возможным утвердить законопроект в первом чтении.

 



Председатель
контрольно-счетной палаты
Законодательного Собрания
А. М. Коротченков


19.09.2003г.