Проект Закона Приморского края "О краевом бюджете на 2004 год" с приложениями представлен в Законодательное Собрание 5 сентября 2003 года, то есть в срок, установленный статьей 56 Закона Приморского края "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Приморском крае".
Вместе с тем, одновременно с проектом не представлены: нормативы финансовых затрат на предоставление бюджетных услуг из бюджетов муниципальных образований Приморского края (приложение 8); распределение между городами и районами дотаций на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности из фонда финансовой поддержки муниципальных образований Приморского края — приведена только общая сумма дотаций (приложение 9); распределение между городами и районами средств субвенций, передаваемых бюджетам муниципальных образований Приморского края на реализацию отдельных государственных и иных полномочий — приведены только общие суммы по отдельным направлениям (приложение 14).
Проект краевого бюджета на 2004 год сформирован с учетом положений Бюджетного послания Президента РФ на 2004 год и бюджетного послания губернатора края на 2004 год, прогноза социально-экономического развития края на 2004 год, изменений налогового законодательства, вводимых с 1 января 2004 года. Так, расчеты доходов краевого бюджета на 2004 год учитывают: отмену налога с продаж, изменения по налогу на имущество предприятий; индексацию специфических (установленных в абсолютной сумме на единицу измерения) ставок акцизов; изменений ставки налога на прибыль по уровням бюджетной системы; индексацию ставок земельного налога; увеличение имущественного вычета при налогообложении доходов физических лиц.
В проекте краевого бюджета на 2004 год предусмотрено сокращение расходов местных бюджетов и передачу в ведение администрации края расходов на: содержание личного состава государственной противопожарной службы; содержание органов записи гражданского состояния; реализацию топлива населению (дрова, уголь); финансовое обеспечение государственных гарантий прав граждан в области образования, в том числе оплата труда педагогических работников, компенсация выплаты на питание школьников, денежной компенсации для обеспечения книгоиздательской продукцией работников муниципальных образовательных учреждений.
Администрация Приморского края предлагает в проекте бюджета на 2004 год увеличить норматив зачисления в краевой бюджет налога на доходы физических лиц на 10% (т.е. 50% против 40% в 2003 году), что составит сумму порядка 430 млн. рублей.
В 2004 году пакет инвестиционных программ возрастает до 16 против 11 в 2003 году, а их общее финансирование составит 722,5 млн. рублей против 214,1 млн. рублей в 2003 году.
Учтены положения среднесрочной программы экономического и социального развития Приморского края на период до 2005 года. Уровень инфляции прогнозируется в размере 10,4%, прирост валового регионального продукта — 2,46%. Рост продукции промышленного производства составит 105,5%, сельскохозяйственного — 105,4%, инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования — 107,6%, оборота розничной торговли — 106%, объема платных услуг населению — 103%.
Прогнозная оценка доходов консолидированного бюджета края на 2004 год — 25650 млн. рублей, из них:
- доходы без учета финансовой помощи из федерального бюджета — 18189,7 млн. рублей или 117,6% к бюджету на 2003 год, из них:
- собственные доходы — 18089 млн. рублей или 126,7% к уровню 2003 года, из них:
- краевой бюджет — 11190,3 млн. рублей (удельный вес 61,8%);
- бюджеты муниципальных образований — 6899 млн. рублей (удельный вес 38,2%).
По данным Управления МНС РФ по Приморскому краю за 8 месяцев 2003 года доля бюджетов муниципальных образований в общем объеме поступлений в территориальный бюджет составила 44%.
Предлагаемые в проекте краевого бюджета долговые параметры не превышают пределы, установленные законодательством.
Доходы
Доходы краевого бюджета на 2004 год планируются в сумме 18750,6 млн. рублей, прирост к бюджету на 2003 год составил 5,1% или 914,1 млн. рублей (приложение 1). Безвозмездные перечисления от других бюджетов бюджетной системы (из федерального бюджета) запланированы в сумме 7560,4 млн. рублей, т.е. на уровне бюджета 2003 года, т.к. федеральный бюджет на 2004 год еще не рассмотрен.
Прирост доходов на 5,1% предусмотрен за счет прироста собственных доходов с учетом доходов целевых бюджетных фондов на 8,9% или на 913,6 млн. рублей.
Налоговые доходы
Налоговые доходы планируются в сумме 9532,7 млн. рублей, с приростом к плану на 2003 год на 34% или на 2418,3 млн. рублей (приложение 2).
В проекте краевого бюджета на 2004 год в отличие от бюджета 2003 года в состав налоговых доходов в соответствии с бюджетной классификацией включены те статьи, которые являются источниками формирования доходов целевых бюджетных фондов, на общую сумму 1049,6 млн. рублей. В том числе на формирование дорожного фонда Приморского края — 1028,7 млн. рублей (акцизы на нефтепродукты — 347 млн. рублей, земельный налог — 230 млн. рублей, налог на пользователей автомобильных дорог (в части погашения задолженности прошлых лет) — 205 млн. рублей, транспортный налог — 246,7 млн. рублей), экологического фонда — 20,9 млн. рублей (плата за нормативные и сверхнормативные выбросы и сбросы вредных веществ, размещение отходов — 20,9 млн. рублей).
Прирост поступлений по остальным налогам, являющимся источниками формирования налоговых доходов, предусматривается 19,2% или 1368,7 млн. рублей, в том числе по следующим налогам и платежам:
Налог на доходы физических лиц |
59,9 |
1623,4 |
Налог на игорный бизнес |
100,7 |
26,7 |
Акцизы |
79,0 |
379,7 |
Единый налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения |
279,2 |
65,6 |
Налог на имущество предприятий |
39,2 |
215,4 |
Налог на добычу полезных ископаемых |
14,9 |
7,9 |
Плата за пользование водными объектами |
69,9 |
24,6 |
Плата за право пользования объектами животного мира |
7,7 |
0,2 |
Снижение по сравнению с бюджетом на 2003 год предусмотрено по следующим налогам и платежам:
Налог на прибыль |
-24,3 |
-596,1 |
Налог с продаж |
-90,1 |
-262,5 |
Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности |
-15,9 |
-55,7 |
Платежи за пользование недрами (в части погашения задолженности прошлых лет) |
-37,1 |
-1,3 |
Платежи за пользование лесным фондом |
-38,6 |
-40,2 |
Отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы (в части погашения задолженности прошлых лет) |
-93,6 |
-18,9 |
Структура налоговых доходов:
Налог на доходы физических лиц |
45,5 |
Налог на прибыль предприятий |
19,5 |
Акцизы |
12,7 |
Налог на имущество предприятий |
8,0 |
Платежи за пользование природными ресурсами |
4,6 |
Налоги на совокупный доход |
4,0 |
Транспортный налог |
2,6 |
Остальные |
3,1 |
Налог на доходы физических лиц. Поступления по этому налогу планируются в сумме 4334,9 млн. рублей с приростом к плану на 2003 год на 59,9% или на 1623,4 млн. рублей.
Проектом Закона Приморского края на 2004 год предлагается увеличить норматив отчислений от налога в краевой бюджет на 10 процентных пункта и установить его в размере 50% доходов от налога на доходы физических лиц, подлежащих зачислению в бюджет субъекта, против 40% в 2003 году. Соответственно на 10% снижается норматив отчисления доходов от этого налога в бюджеты муниципальных образований края.
Уровень собираемости налога на доходы физических лиц заложен в размере 100%. Задолженность по состоянию на 1 июля 2003 года в консолидированный бюджет составила 388,7 млн. рублей (ф.№ 4-НМ). Эта сумма почти в полном объеме (370,3 млн. рублей) включена в расчет налога на доходы физических лиц на 2004 год.
Налоговая база для расчета налога по ставке 13% увеличена к уровню 2003 года на 25%, что реально, учитывая повышение заработной платы работникам бюджетной сферы с 01.10.2003 года на 33%, предполагаемый рост средней заработной платы одного работающего в 2004 году на 8%, рост фонда оплаты труда на 19,2%. За счет этих факторов прирост суммы налога в краевой бюджет в 2004 году составит не менее 750 млн. рублей, а за счет роста на 10 процентных пунктов норматива отчислений в краевой бюджет — не менее 870 млн. рублей.
В структуре налоговых доходов краевого бюджета налог составляет 45,5%.
Налог на прибыль предприятий. В структуре налоговых доходов краевого бюджета налог на прибыль занимает 2 место (19,5%).
Поступления по этому налогу планируются в сумме 1860,4 млн. рублей или 75,7% к бюджету на 2003 год, т.е. меньше на 24,6% или на 596,1 млн. рублей.
В соответствии с Федеральным Законом от 07.07.2003 № 117-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового Кодекса РФ и некоторые другие законодательные акты РФ, а также о признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений, законодательных актов) РФ" с 2004 года изменились ставки налога, исчисленного по ставке 24%, в различные уровни бюджетов: снижена ставка в федеральный бюджет с 6% в 2003 году до 5%, увеличена ставка в краевой бюджет с 16% до 17%. В местные бюджеты, как и в 2003 году, зачисляется сумма налога, исчисленная по ставке 2%.
Налогооблагаемая база по налогу на прибыль за 2003 год ожидается, исходя из отчетных данных Управления МНС РФ по Приморскому краю, на 30% ниже, чем было учтено в проекте краевого бюджета на 2003 год при расчете налога на прибыль. Поступление налога на прибыль в 2003 году также ожидается меньше запланированного, в том числе и в краевой бюджет. За 7 месяцев 2003 года в краевой бюджет поступило 1140,3 млн. рублей налога на прибыль, что составило 46,4% к годовому плану.
Налогооблагаемая база по налогу на прибыль на 2004 год рассчитана с учетом данных за 2003 год, изменений, внесенных в законодательные акты по налогу, учтен запланированный уровень инфляции — 110,4%, рост ВРП — 102,46%. Прогноз налогооблагаемой базы на 2004 год — 10609,2 млн. рублей или 102% к оценке за 2003 год, исходя из этого и рассчитан налог на прибыль.
Уровень собираемости налога в проекте бюджета заложен в размере 97,7%. Задолженность по уплате налога на прибыль организаций во все уровни бюджетов по состоянию на 01.08.2003 составила 682,7 млн. рублей, в том числе недоимка — 243,7 млн. рублей. В расчетах налога на прибыль на 2004 год учтено погашение недоимки в размере 20% (49,8 млн. рублей).
Акцизы. В структуре налоговых доходов на долю акцизов приходится 12,7%. Поступления акцизов запланированы в сумме 1207,5 млн. рублей с приростом к бюджету 2003 года на 151,1%, из них 347 млн. рублей в соответствии со статьей 4 Проекта Закона (83,3% доходов от акцизов на нефтепродукты, подлежащих зачислению в краевой бюджет) являются источником целевого бюджетного (дорожного) фонда.
В соответствии с Федеральным Законом от 07.07.2003г. № 117-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового Кодекса РФ и некоторые другие законодательные акты РФ, а также о признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений, законодательных актов) РФ" с 2004 года изменились в сторону увеличения налоговые ставки налогообложения подакцизных товаров, в том числе: на водку и ликеро-водочные изделия — на 18%, на пиво — на 10%. Изменились также ставки по уплате акцизов оптовыми организациями с акцизных складов, так при реализации оптовыми организациями с акцизных складов алкогольной продукции с объемной долей этилового спирта свыше 9% налогообложение осуществляется (за исключением вин) по налоговым ставкам в размере 80% соответствующих налоговых ставок (в отношении вин в размере 65%) против 50% в 2003 году.
На 2004 год планируется рост объемов реализации продукции к ожидаемому за 2003 год, в том числе алкогольной продукции с объемной долей этилового спирта 40% — на 3,6%, с объемной долей этилового спирта 35% — на 50,8%, пива — на 10%.
Поступления акцизов на алкогольную продукцию и пиво составят 791,5 млн. рублей с приростом к бюджету на 2003 год 92,3%. Нормативы отчислений от акцизов, подлежащих зачислению в краевой бюджет и бюджеты муниципальных образований, на 2004 год остались на уровне 2003 года.
Налог на имущество предприятий. Налог на имущество на 2004 год рассчитан в соответствии с проектом новой главы Налогового Кодекса, которая на момент составления проекта краевого бюджета на 2004 год была принята в Государственной Думе Федерального Собрания РФ во втором чтении. Ставка налога по проекту 2,6% против 2% в 2003 году. Сумма налога, подлежащая зачислению в краевой бюджет, 764,6 млн. рублей или 139,2% к бюджету на 2003 год.
Расчет налога на имущество предприятий на 2004 год по действующему законодательству (по ставке 2%) составит около 590 млн. рублей, т.е. на 174,6 млн. рублей меньше предусмотренного в проекте.
Налог с продаж. В соответствии с Федеральным Законом от 27.11.2001г. № 148-ФЗ глава 27 Налогового Кодекса "Налог с продаж" с 01.01.2004 утратила силу. На 2004 год планируется поступление в краевой бюджет недоимки по налогу с продаж в сумме 28,9 млн. рублей.
Налог на игорный бизнес. Этот налог относится к подгруппе "Налог на прибыль" налоговых доходов. На 2004 год планируются поступления в сумме 53,2 млн. рублей, что составит 200,7% к показателям, установленным бюджетом на 2003 год.
Расчет произведен в рамках действующего законодательства, ставки при расчете установлены в соответствии с Законом Приморского края от 07.12.1999 № 77-КЗ "О ставках налога на игорный бизнес" в редакции Закона Приморского края от 29.05.2003 № 56-КЗ.
Однако в соответствии со статьей 1 Федерального Закона от 27.12.2002 № 182-ФЗ с 1 января 2004 года вступает в силу глава 29 Налогового Кодекса "Налог на игорный бизнес". Установленные Законом Приморского края от 29.05.2003 № 56-КЗ ставки противоречат статье 369 главы 29 Налогового Кодекса. Необходимо принять соответствующий Закона Приморского края и произвести перерасчет суммы налога на игорный бизнес.
Налоги на совокупный доход. Поступления единого налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, предусмотрены в сумме 89,1 млн. рублей, что составит 379,2% к показателям, установленным бюджетом на 2003 год.
В соответствии с изменениями, внесенными в Бюджетный Кодекс РФ Федеральным Законом от 07.07.2003 № 117-ФЗ, с 1 января 2004 года увеличился норматив отчислений доходов от уплаты этого налога в краевой бюджет с 15% в 2003 году до 45% в 2004 году за счет исключения отчислений в федеральный бюджет (в 2003 году 30%). Отчисления в местные бюджеты остались на уровне 2003 года 45%.
Всего за 7 месяцев 2003 года в крае собрано единого налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, 112,6 млн. рублей, в том числе по уровням бюджетной системы:
Федеральный бюджет |
30 |
33,8 |
Краевой бюджет |
15 |
16,5 |
Местный |
45 |
51,0 |
Внебюджетные фонды |
10 |
11,3 |
План поступления этого налога в краевой бюджет выполняется, план на 9 месяцев в январе-июле уже исполнен на 101%. Наблюдается рост числа субъектов малого бизнеса, перешедших на упрощенную систему налогообложения.
В 2004 году планируется собрать единого налога по упрощенной системе налогообложения (с учетом собираемости 98%) 198,1 млн. рублей, в том числе в краевой бюджет (45%) — 89,1 млн. рублей.
Поступления единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности планируются в сумме 294,8 млн. рублей, что составит 84,1% к показателям, установленным бюджетом на 2003 год. Нужно отметить, что план 2003 года по этому налогу не выполняется, за 7 месяцев собрано налога в краевой бюджет 42,9 млн. рублей, что составило только 12,2% к годовому плану.
Всего же по краю во все уровни бюджетов за 7 месяцев собрано 293,9 млн. рублей, ожидаемое исполнение по году — 568,5 млн. рублей. На 2004 год планируется с учетом расширения деятельности на 4,5% — 655,1 млн. рублей, из них в краевой бюджет по нормативу 45% (в соответствии с Федеральным Законом от 07.07.2003 № 117-ФЗ) — 294,8 млн. рублей.
Платежи за пользование природными ресурсами (4,6% в структуре налоговых доходов). Поступление платежей на 2004 год планируются в сумме 442 млн. рублей с ростом к показателям, установленным бюджетом на 2003 год в 2 раза.
В составе платежей за пользование природными ресурсами в проекте 2004 года в отличие от 2003 года запланированы поступления платы за нормативные и сверхнормативные выбросы и сбросы вредных веществ, размещение отходов в сумме 20,9 млн. рублей (средства являются целевыми и направляются на формирование экологического фонда), а также поступления земельного налога в сумме 230 млн. рублей (эти средства также являются целевыми и направляются на формирование дорожного фонда Приморского края).
В соответствии со статьей 7 Федерального Закона от 07.07.2003 № 117-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса РФ и некоторые другие законодательные акты РФ, а также о признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) РФ" действующие в 2003 году ставки земельного налога на сельскохозяйственные угодья применяются в 2004 году с коэффициентом 1,1.
Поступления по налогу на добычу полезных ископаемых планируются в сумме 60,9 млн. рублей, что составит 114,9% к показателям, предусмотренным бюджетом на 2003 год. Рост предусмотрен за счет роста добычи полезных ископаемых.
Плата за пользование водными объектами запланирована в сумме 59,8 млн. рублей, что составит 169,9% к плану на 2003 год, прирост 69,9% или 24,6 млн. рублей. Нужно отметить, что плановые показатели на 2003 год по плате за пользование водными объектами выполняются. За 7 месяцев поступило 34,5 млн. рублей, что составило 98,1% к годовому плану.
Платежи за пользование лесным фондом планируются в сумме 64 млн. рублей, что составит 61,4% к плану на 2003 год. В составе налоговых доходов планируются поступления платежей в части минимальных ставок. Другие доходы от использования лесного фонда учтены в составе неналоговых доходов.
Неналоговые доходы
Неналоговые доходы на 2004 год предусмотрены в сумме 1657,6 млн. рублей (приложение 3). Основные доходные статьи:
доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности или от деятельности государственных организаций |
1409,5 |
административные платежи и сборы |
233,0 |
прочие неналоговые доходы |
15,1 |
Прирост доходов по подстатье "Доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, планируются в сумме 222,6 млн. рублей с приростом к плану на 2003 год на 20,7% или на 38,1 млн. рублей. Предлагаем в Проекте бюджета на 2004 год дать расшифровку плана этой подстатьи по строкам "арендная плата за земли городов и поселков", "прочие доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной собственности".
Выводы
1. Представленный на рассмотрение Законодательного Собрания Приморского края проект краевого бюджета является бездефицитным.
2. Продолжается процесс централизации доходов в краевом бюджете для решения основных задач, стоящих перед краем.
3. Предусмотренный проектом краевого бюджета рост доходов на 5% обеспечивает соответствующий рост расходов.
4. Необходимо своевременно внести изменения в законодательные акты Приморского края по налогу на имущество предприятий и налогу на игорный бизнес в части установления ставок налогов на 2004 год.
5. Не представлены приложения 8, 9, 14 к проекту Закона "О краевом бюджете на 2004 год".
6. Учитывая предмет первого чтения закона о бюджете, считаем возможным утвердить законопроект в первом чтении.
Председатель контрольно-счетной палаты Законодательного Собрания |
А. М. Коротченков |
19.09.2003г.
|