О палатеНовостиДеятельностьПротиводействие коррупцииГосслужбаЛичный приёмСовет КСОНормативная база

Рассылки

Заключение об исполнении бюджета ТФОМС за 2011 год

Заключение

Контрольно - счетной палаты Приморского края на отчет об исполнении бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования Приморского края за 2011 год

 

Заключение подготовлено в соответствии с пунктом 6 статьи 149 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктом 2 статьи 46 Закона Приморского края от 2 августа 2005 года № 271-КЗ "О бюджетном устройстве, бюджетном процессе и межбюджетных отношениях в Приморском крае".

Заключение основано на отчетных данных и материалах проверки исполнения бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования Приморского края за 2011 год, проведенной Контрольно-счетной палатой Приморского края в Государственном учреждении Территориальный фонд обязательного медицинского страхования в Приморском крае (далее - ТФОМС).

Законом Приморского края от 22 декабря 2010 года № 720-КЗ "О бюджете территориального фонда обязательного медицинского страхования Приморского края на 2011 год" (далее - Закон Приморского края от 22 декабря 2010 года № 720-КЗ) в первоначальной редакции бюджет ТФОМС Приморского края утвержден по доходам и расходам в сумме 8241131,5 тыс. рублей. В течение финансового года в бюджет ТФОМС законами № 756-КЗ от 4 мая 2011 года и № 856-КЗ от 24 ноября 2011 года вносились изменения.

 С учетом внесенных изменений доходы увеличены на 3162982,1 тыс. рублей или на 38,4 % и составили 11404113,6 тыс. рублей, расходы - увеличены на 3732570 тыс. рублей или на 45,3 % и составили 11973701,5 тыс. рублей. Дефицит утвержден в размере 569587,9 тыс. рублей.

В связи с поступлением межбюджетных трансфертов из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования (далее - ФФОМС) в бюджет ТФОМС сверх утвержденных сумм в сводную бюджетную роспись внесены изменения и произведена корректировка расходов в сторону увеличения на сумму 100058,3 тыс. рублей.

Бюджет ТФОМС за 2011 год по доходам исполнен в сумме 11678181,3 тыс. рублей или на 102,4 % от утвержденных назначений. По сравнению с 2010 годом поступления увеличились на 3606613,5 тыс. рублей или на 44,7 %.

Расходы исполнены на 1104186,3 тыс. рублей или на 91,4 % к уточненному плану и выше расходов 2010 года в 1,5 раза.

 Не освоено средств на сумму 1032373,4 тыс. рублей, так не исполнены назначения на реализацию территориальной программы ОМС в сумме 651714,8 тыс. рублей; на реализацию приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения в сумме 37719,0 тыс. рублей; на реализацию региональной программы модернизации здравоохранения в сумме 341246,6 тыс. рублей. По отношению к 2010 году расходы увеличились в 1,5 раза или на 3499076,6 тыс. рублей.

Федеральное имущество, закрепленное за ТФОМС на праве оперативного управления на сумму 11989,7 тыс. рублей в реестр краевого имущества не внесено.

В течение трех лет (2009-2011 г.г.), в результате снижения численности работников участковой службы медицинской помощи и их  штатной неукоплектованности остатки межбюджетных трансфертов, по причине отсутствия потребности перечисляются в доход краевого бюджета. По состоянию на 1 января 2010 года перечислено неиспользованных остатков в сумме 52542,8 тыс. рублей, на 1 января 2011 года - в сумме 40045,7 тыс. рублей; на 1 января 2012 года в сумме - 32 960,8 тыс. рублей.

Остаток денежных средств на лицевых счетах ТФОМС по состоянию на 1 января 2012 года увеличился в 2 раза и составил 1206382,9 тыс. рублей, в основном по причине невыполнения территориальной программы ОМС и в результате неосвоения средств, выделенных на реализацию программы модернизации здравоохранения Приморского края. Неиспользованные остатки средств ОМС на счетах СМО по состоянию на 1 января 2012 года составили  97546,1 тыс. рублей и уменьшились по сравнению с началом года на 199346,6 тыс. рублей или в 3 раза.

Нормированный страховой запас не превысил размер, установленный статьей 6 Закона о бюджете ТФОМС на 2011 год (472496,00 тыс. рублей).

Дебиторская задолженность на 1 января 2012 года снизилась в 1,4  раза и составила 229142,5 2 тыс. рублей, в том числе: задолженность по доходам на конец года снизилась на 333963,6 тыс. рублей и составила (-) 313545,1 тыс. рублей, при этом остаток неосвоенных средств межбюджетных трансфертов по сравнению с 2010 годом (7285,6 тыс. рублей) увеличился в 47 раз и составил (-) 346004,9 тыс. рублей.

По расчетам с плательщиками страховых взносов с 1999 года числится несписанная просроченная дебиторская задолженность муниципальных образований и Администрации Приморского края по страховым взносам на неработающее население в сумме 1039,6 тыс. рублей. До настоящего времени не определен механизм списания данной задолженности с баланса ТФОМС, как безнадежной к взысканию, что указывалось и в предыдущих заключениях Контрольно-счетной палаты на исполнение бюджета ТФОМС.

Кредиторская задолженность ТФОМС по сравнению с 2010 годом снизилась на 1,9 % или на 20,8 тыс. рублей и по состоянию на 1 января 2012 года составила 1071,4 тыс. рублей. Основная доля кредиторской задолженности сложилась из задолженности перед медицинскими учреждениями за медицинские услуги, оказанные гражданам, застрахованным в других субъектах Российской Федерации, и задолженности перед  территориальными фондами обязательного медицинского страхования за медицинскую помощь, оказанную жителям Приморского края за пределами территории страхования.

Утвержденная стоимость Программы государственных гарантий  составила 23123670,0 тыс. рублей и с учетом дефицита в сумме 8673280,0 тыс. рублей обеспечена финансированием всего на 62,5 %.

Программа ОМС утверждена в сумме 12398498,0 тыс. рублей,  дефицит - 4292003,0 тыс. рублей (34,6 %). По сравнению с 2010 годом дефицит сократился на 4 %. Финансовое обеспечение (8106495,0 тыс. рублей) меньше утвержденной стоимости Программы ОМС в 1,5 раза. Таким образом, утвержденная Программа ОМС на 2011 год носит декларативный характер, так как обеспечена финансированием только на 65,4 %.

Размер взноса (платежа) на ОМС неработающего населения на 2011 год, также как и на 2009 - 2010 годы утвержден в расходах краевого бюджета в сумме 3225137,0 тыс. рублей, что составляет 39,9 % от потребности, норматив на одного жителя - 1656,56 рублей  или 23,9 % от потребности. Для сравнения: по данным ФФОМС средний взнос на неработающее население в Российской Федерации в 2011 году составлял 3000,0 рублей, что превышает сложившийся в Приморском крае в 1,8 раза. Планирование в расходах краевого бюджета в одних и тех же объемах страховых взносов на ОМС неработающего населения в течение 2009 - 2011 годов при увеличении количества неработающих граждан, без учета индексации цен, приводит к недостаточному финансированию Программы ОМС и как, следствие, невозможности обеспечения медицинской помощью жителей Приморского края по полному тарифу.

В 2011 году утвержденные Программой ОМС территориальные нормативы на единицу объема медицинской помощи увеличились только по амбулаторно-поликлинической помощи - на 2 % (0,2 посещения), по остальным видам медицинской помощи нормативы сохранились на уровне 2010 года.

Плановые объемы медицинской помощи не выполнены по амбулаторно-поликлинической помощи на 13,5 %, по стационарной помощи - на 6,2 %, по стационарозамещающей - на 12,9 %. Кроме того, по стационарной помощи объемы медицинской помощи снизились на 2,7 %, по стационарозамещающей - на 4,4 %.

Как и в 2010 году все региональные стандарты медицинских услуг в Приморском крае не соответствуют утвержденным в Программе ОМС нормативам. Решениями Согласительной комиссии в 2011 году утверждались средние тарифы по видам медицинской помощи в объемах, ниже утвержденных плановых территориальных нормативов, а именно: по амбулаторно-поликлинической помощи на единицу медицинской помощи на 71,27 рублей (27,0 %); стационарной помощи на 469,34 рубля (26,3%); по  стационарозамещающей помощи на 279,44 рубля (38,8 %).

Территориальные нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи в 2011 году увеличились только по амбулаторно-поликлиническому виду медицинской помощи всего на 0,6 % или на 1,66 рублей. Уровень нормативов финансовых затрат по остальным видам медицинской помощи сохранился на уровне 2010 года.

При сравнении фактических затрат на единицу медицинской помощи с затратами, утвержденными Программой ОМС, установлено, что нормативы стоимости единицы объема не выполнены по всем видам медицинской помощи, а именно: по амбулаторно-поликлинической - на       31,6 % (фактически - 177,65 рублей при утвержденных - 259,61 рублей); по стационарной - на 23,4 % (фактически - 1369,51 рублей при утвержденных - 1787,49 рублей); по стационарозамещающей помощи - на 49,5 % (фактически - 363,84 при утвержденных - 720,66 рублей).

По сравнению с 2010 годом фактические затраты на медикаменты возросли только по стационарозамещающим условиям оказания медицинской помощи на 24 %, по остальным условиям оказания медицинской помощи затраты снижены в среднем на 6 %.

Нормы затрат на питание по стационарной помощи составили 61,63 рублей, что ниже уровня 2010 года на 1,4 %. Норматив по приобретению мягкого инвентаря в медицинские учреждения не выполняется, как и в 2010 году, кроме того, в 2011 году фактические затраты по данной статье расходов ещё более снизились, а именно: по амбулаторно-поликлинической помощи - в 1,6 раза; по стационарной помощи - в 2,2 раза; по стационарозамещающей помощи - в 1,6 раза.

В результате дефицита медицинских кадров и невыполнения  планируемых объемов медицинской помощи фактически подушевой норматив Программы ОМС за счет средств ОМС на 1 жителя Приморского края сложился в сумме 4294,35 рублей, что на 1966,24 рублей или в 1,5 раза ниже утвержденного Программой ОМС подушевого норматива (6260,59 рубля), но выше фактически сложившегося норматива за 2010 год на 437,79 рублей.

Вследствие недостаточного финансового обеспечения Программа ОМС исполнена на 68,6 % от планового объема или в сумме 8504548,0 тыс. рублей, что выше уровня 2010 года на 6,2 %.

Бюджет ТФОМС за 2011 год исполнен с превышением доходов над расходами в размере 636795,0 тыс. рублей.

Проверкой, проведенной Контрольно-счетной палатой Приморского края, достоверность представленного отчета об исполнении бюджета ТФОМС Приморского края за 2011 год подтверждена.

 

Председатель

Контрольно-счетной палаты                                                               Д.А. Виноградов