О палатеНовостиДеятельностьПротиводействие коррупцииГосслужбаЛичный приёмСовет КСОНормативная база

Рассылки

Заключение на проект краевого бюджета на 2013, 2014-2015 годы

Заключение

Контрольно-счетной палаты Приморского края

 на проект закона Приморского края

"О краевом бюджете на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов"

 

Заключение Контрольно-счетной палаты Приморского края на проект закона Приморского края "О краевом бюджете на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов" (далее - Заключение) подготовлено в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, законами Приморского края от 2 августа 2005 года № 271-КЗ "О бюджетном устройстве, бюджетном процессе и межбюджетных отношениях в Приморском крае" и от 4 августа  2011 года № 795-КЗ "О Контрольно-счетной палате Приморского края".

Проект закона Приморского края "О краевом бюджете на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов" (далее - законопроект) внесен Губернатором Приморского края в срок, установленный статьей 66 Закона Приморского края от 2 августа 2005 года № 271-КЗ "О бюджетном устройстве, бюджетном процессе и межбюджетных отношениях в Приморском крае".

В соответствии со статьей 169 Бюджетного кодекса Российской Федерации и статьей 58 закона Приморского края "О бюджетном устройстве, бюджетном процессе и межбюджетных отношениях в Приморском крае" проект краевого бюджета сформирован на три года: на очередной 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов.

Состав основных показателей и характеристик (приложений) краевого бюджета на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов, представляемых для рассмотрения и утверждения в проекте закона, а также перечень документов и материалов, представленных одновременно с законопроектом, соответствуют статьям 64 и 66 вышеуказанного закона Приморского края.

Считаем необходимым отметить, что при формировании законопроекта не обеспечена прозрачность формирования доходов и расходов на плановый период 2014 и 2015 годов, так как в представленных вместе с проектом краевого бюджета расчетах доходов и расходов на 2014 и 2015 год показатели даны в сальдированном виде.

При подготовке Заключения проанализированы предварительные итоги социально-экономического развития Приморского края за январь-июнь 2012 года и ожидаемые итоги социально-экономического развития Приморского края за 2012 год, показатели прогноза социально-экономического развития Приморского края на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов, показатели проекта федерального закона о федеральном бюджете на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов, использованы материалы контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, проведенных Контрольно-счетной палатой Приморского края.

Доходы краевого бюджета на 2013 год предусмотрены в сумме 63786,7 млн рублей, что ниже доходов, утвержденных на 2012 год, на  4127,3 млн рублей или на 6,1 %. При этом прогнозируется, что налоговые и неналоговые доходы увеличатся на 5689,8 млн рублей или на 12,2 % и составят 52296,2 млн рублей, а безвозмездные поступления, напротив, снизятся на 9817,1 млн рублей или на 46,1 % и поступят в сумме 11490,5 млн рублей. Необходимо отметить, что объем средств из федерального бюджета будет уточняться после принятия федерального закона о федеральном бюджете на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов.

Объем налоговых и неналоговых доходов в 2013 году по сравнению с 2012 годом увеличится на 5689,8 млн рублей (на 12,2 %). Данное увеличение в основном обеспечат 3 налога (98,0 % в общем объеме прироста): налог на доходы физических лиц (прирост в 2013 году составит 2979,1 млн рублей), акцизы (1823,8 млн рублей) и налог на прибыль организаций (772,3 млн рублей).

Контрольно-счетная палата считает заниженным объем поступлений по налоговым и неналоговым доходам на 2013 год в части поступления государственной пошлины, как минимум на 15,0 млн рублей, что подтверждено проверкой, проведенной Контрольно-счетной палатой в департаменте лицензирования и торговли Приморского края.

Закон Приморского края "О программе приватизации имущества, находящегося в собственности Приморского края, на 2013 год" в настоящее время не принят, в связи с чем, объем доходов от реализации имущества, находящегося в государственной собственности, на сумму 0,5 млн рублей вызывает сомнение.

В 2014 году прогнозируется поступление доходов в сумме 64252,4 млн рублей, с ростом к 2013 году на 465,7 млн рублей (на 0,7 %), в 2015 году - 70272,0 млн рублей, с ростом к 2014 году на 6019,6 млн рублей (на 9,4 %).

Законопроектом расходы краевого бюджета на 2013 год предусмотрены в объеме 67461,6 млн рублей, что ниже уровня 2012 года (87519,9 млн рублей) на 20058,3 млн рублей или на 22,9 %.

Основными причинами снижение общего объема расходов являются:

отсутствие утвержденного федерального закона о федеральном бюджете на 2013 год и плановый период 2014-2015 годы и распределения части федеральных средств между регионами в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации;

сокращение расходов по обеспечению мероприятий по капитальному ремонту многоквартирных домов и переселению граждан из аварийного жилищного фонда за счет средств, поступивших от государственной корпорации Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства;  

сокращение расходов на реализацию мероприятий, связанных с подготовкой объектов к проведению саммита АТЭС в г. Владивостоке в 2012 году;

завершение реализации программы модернизации здравоохранения Приморского края в 2012 году.

Законопроект 2013 года и планового периода 2014 и 2015 годов  носит социальный характер, так значительная часть расходов краевого бюджета направляется на социально-культурную сферу - 60,0 % от общей суммы расходов (в 2012 году - 53,4 %). Ассигнования на национальную экономику составляют 19,8 % (в 2012 году - 23,5 %); на общегосударственные вопросы – 4,9 % (3,6 %); на жилищно-коммунальное хозяйство - 8,5 % (11,7 %); на межбюджетные трансферты - 4,5 % (6,4 %); на национальную безопасность и правоохранительную деятельность - 1,8 % (1,2 %).

В объеме расходов на плановый период (2014 и 2015 годы) предусмотрены условно утвержденные расходы (на первый год планового периода - 11,0 % от общего объема расходов, на второй год - 23,8 %), что соответствует условиям, установленным пунктом 3 статьи 184.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

В представленных материалах не включены расчеты на плановый период 2014-2015 годов по разделам и подразделам, целевым статьям, видам расходов классификации расходов краевого бюджета в ведомственной структуре расходов. Сведения представлены в  обобщенном виде по каждому году планового периода.

В законопроекте часть непрограмных расходов  по целевым статьям, видам расходов имеют одинаковое значение как на 2014 год, так и на 2015 год, что указывает на формальный подход к планированию краевого бюджета на второй год планового периода.

В законопроект включены новые расходные обязательства, предусмотренные на улучшение качества жизни граждан, на общую сумму 434,4 млн рублей:

на выплату регионального материнского (семейного) капитала (248,5 млн. рублей);

ежемесячные денежные выплаты в случае рождения третьего ребенка или последующих детей (172,1 млн. рублей);

на осуществление социальных выплат на ремонт жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (1,8 млн рублей);

на обеспечение оказания бесплатной юридической помощи на территории Приморского края, на оплату труда и компенсацию расходов адвокатов, оказывающих гражданам бесплатную юридическую помощь (12,0 млн рублей).

На 2013 год объем дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) из регионального фонда финансовой поддержки увеличен в 1,8 раза - 1267,3 млн рублей. На плановый период 2014-2015 годов планируемый объем дотации сокращен на 31,5 % к уровню 2013 года, что составило 867,7 млн рублей ежегодно.

За счет краевых средств предусмотрены субвенции бюджетам муниципальных районов Приморского края на осуществление отдельных государственных полномочий по расчету и предоставлению дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности бюджетам поселений, входящих в их состав, в сумме 300,0 млн рублей, которые не меняются с 2010 года.

В 2013 году произведено сокращение расходов по скорой медицинской помощи (за исключением специализированной (санитарно-авиационной) скорой медицинской помощи) (на 2012 год - 1170,6 млн рублей)[1].  В законопроекте межбюджетный трансферт на 2013 год спланирован в объеме 950,7 млн рублей, что меньше утвержденных  расходов текущего 2012  года на 219,9 млн рублей или на 18,7 %.

Прогнозирование вышеуказанных расходов на первый год планового периода (2014 год) произведено с ростом на 3,0 % к предыдущему году, что составило 979,2 млн рублей. На второй год (2015 год) объем расходов запланирован на уровне 2014 года.

Однако при росте индекса потребительских цен  в 2013 году на 5,9 %, в 2014 году - на 5,3 %, в 2015 году - на 5,0 % оказание скорой медицинской помощи гражданам Приморского края в полном объеме в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования ставится под сомнение.

На 2013 год объем ассигнований из краевого бюджета на страховые взносы на неработающее  население составил 5257,6 млн рублей. На плановый период 2014 год - 5416,7 млн рублей (рост к 2013 году - 3,0 %) и 2015 год - 5539,9 млн рублей (рост к предыдущему году - 2,3 %).

Однако объем расходов на страховые взносы спланирован в меньших размерах, чем при его расчете по установленным федеральным нормативам на 1466,3 млн рублей или в 1,3 раза (6723,9 млн рублей).

Следует отметить, что статьей 25 Федерального закона от 29 ноября 2010 года № 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" установлена ответственность за нарушения в части уплаты страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения, в том числе в случае их неполной уплаты. При наступлении которой потребуется привлечение дополнительных средств из краевого бюджета.

Предусмотренные законопроектом на 2013 год бюджетные ассигнования на предоставление субвенций муниципальным образованиям Приморского края на реализацию дошкольного, общего и дополнительного образования в муниципальных образовательных учреждениях по основным общеобразовательным программам в сумме 6652,0 млн рублей могут не покрыть фактическую потребность, так как при расчете общего объема субвенций не учтено:

 функционирование на территориях муниципальных образований образовательных учреждений с наполняемостью классов от 2 до 13 учащихся в городских и сельских населенных пунктах;

повышение базовых учебных расходов (остались на уровне 2006 года - 250,0 рублей в год на одного учащегося).

В краевом бюджете на 2013 год на исполнение обязательств по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закреплённого жилого помещения, увеличен объем ассигнований в 3,9 раза к уровню предыдущего года, что составило   411,1 млн рублей. На 2014 и 2015 годы предусмотрено 417,0 млн рублей и 425,0 млн рублей соответственно.

Тем не менее, учитывая ожидаемый рост количества нуждающихся в жилье детей-сирот, в том числе в связи с изменениями федерального законодательства с 1 января 2013 года, планируемые ассигнования не решат остроту вопроса и реализация данного обязательства растянется на длительный срок.

Контрольно-счетная палата обращает внимание на низкий  процент освоения бюджетных средств в предыдущие (2009 -2011) годы расходов на обеспечение жильем отдельных категорий граждан, установленных Федеральными законами от 12 января 1995 года № 5-ФЗ "О ветеранах" и от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" вследствие недостаточного размера выделяемой социальной выплаты. В законопроекте указанные расходы на 2013 год составляют 33,3 млн рублей.

В краевом бюджете на 2013 год без учета индекса роста потребительских цен предусмотрены:

текущие расходы, связанные с содержанием руководства и управления в сфере физической культуры и спорта, а также в сфере культуры; (стр.36,51)

социальные выплаты в сумме 59,0 млн рублей, связанные с материальным обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лицам из их числа (рассчитаны по денежным нормам, которые утверждены в 2007 году и не пересматривались по настоящее время. Только с учетом прогнозируемого уровня инфляции на 2013 год - 6 %, на указанные цели дополнительно необходимо не менее 3,5 млн рублей);

субвенции муниципальным образованиям Приморского края на обеспечение обучающихся в младших классах (1-4 включительно) бесплатным питанием на 2013, 2014 и 2015 годы в сумме 279,2 млн рублей (стоимость питания в день на одного ребенка 21,2 рубля).

В законопроекте не предусмотрены:

расходы на оформление исполнительной документации для передачи объектов незавершенных строительством в муниципальные образования и эксплуатирующим организациям (2012 год - 5,0 млн рублей). Вместе с тем, как показала проверка УГП "ПриморСтройЗаказчик", по состоянию на 1 октября 2012 года на балансе предприятия числятся 58 объектов незавершенного строительства и реконструкции.  Чтобы ввести часть объектов в эксплуатацию, оформить их в собственность Приморского края и передать в собственность муниципальных образований  предприятию в 2013 году потребуются средства в сумме 2,0 млн рублей;

субсидии на отдельные мероприятия в области воздушного транспорта (2012 год - 68,0 млн рублей).

Департаменту дорожного хозяйства Приморского края необходимо провести ревизию проектной документации и обосновать необходимость планирования средств краевого бюджета на 2013 год в сумме 45,0 млн рублей на проектно-изыскательские работы строек будущих лет.

Как показала проверка Контрольно-счетной палаты по использованию вышеуказанных средств краевого бюджета за период 2009 год - 9 месяцев 2011 года 7 контрактов (из 13) на сумму 66,3 млн рублей так и не исполнены и срок их действия истек.

Перечень государственных программ Администрацией Приморского края на момент предоставления законопроекта в Законодательное Собрание Приморского края не утвержден.

Приложения 15 и 16 законопроекта содержат распределение бюджетных ассигнований из краевого бюджета по краевым целевым программам, тогда как должны содержать "расходы краевого бюджета по финансовому обеспечению государственных программ Приморского края на очередной финансовый год и плановый период".

Администрацией Приморского края программы, финансирование которых начинается с 2013 года, впервые включены в законопроект без нарушений требований статьи 179 Бюджетного Кодекса Российской Федерации.

В 2013 году планируется реализация 30 программ (24804,3 млн рублей, 36,8 % в общем объеме расходов краевого бюджета), в 2014 - 24 программы (12715,8 млн рублей, 19,8 %), в 2015 - 19 программ (8973,0 млн рублей, 12,8 %). Снижение доли расходов краевого бюджета, запланированных на реализацию программных мероприятий, противоречит Программе повышения эффективности бюджетных расходов, где отмечено, что "программная структура с самого начала должна охватывать большую часть расходов бюджета Приморского края".

В то же время необходимо отметить, что внедрение программно-целевого бюджетирования в полной мере представлено в отдельных разделах краевого бюджета: по разделу "Физическая культура и спорт" - на реализацию 6 программ предусмотрено 2164,5 млн рублей или 99,3 % от расходов по данному разделу (2178,8 млн рублей), по разделу "Национальная экономика" - на 9 программ предусмотрено 10150,0 млн рублей или 76 % от расходов по разделу (13356,2 млн рублей), из них 65,7 % (8776,3 млн рублей) - на программу "Дороги края (2007-2017 годы)", по разделу "Социальная политика" включены 10 краевых целевых программ на общую сумму 6863,1 млн рублей, что составило 42,8 % расходов по разделу.

В представленном законопроекте отсутствуют программы в области здравоохранения, что окажет негативное влияние на состояние здоровья населения Приморского края.

В рамках программы "Развитие физической культуры и спорта в Приморском крае" на 2011-2015 годы законопроектом предусмотрено предоставление субсидий из краевого бюджета на возмещение некоммерческим организациям, физкультурно-спортивным организациям (спортивным клубам) части затрат, связанных с подготовкой спортивных команд по игровым видам спорта[2] к официальным межрегиональным, всероссийским и международным спортивным соревнованиям и участием в них от имени Приморского края с ежегодным увеличением от 47,8 % (к уровню 2012 года) до 13,8 % (к уровню 2014 года).

При этом КГАУ "Центр спортивной подготовки - школа высшего спортивного мастерства" на обеспечение подготовки спортивного резерва, спортсменов высокого класса для спортивных сборных команд Приморского края увеличение объема субсидий запланировано от 3,0 % до 5,3 %, что не может способствовать качественной подготовке спортивного резерва спортсменов высокого класса для спортивных сборных команд Приморского края.

Кроме того, в рамках данной программы предусмотрены субсидии краевого бюджета на строительство (реконструкцию) объектов муниципальной собственности на сумму 672,6 млн рублей, что в 3,1 раза превышает расходы краевого бюджета на данные цели в 2012 году (216,6 млн рублей).

Однако в связи с изменением условий софинансирования расходов за счет субсидий краевого бюджета (98,0 % - до 2012 года; с января 2012 года: для муниципальных районов и городских округов - 70 %, для городских и сельских поселений - 90 %) возрастает нагрузка на бюджеты муниципальных образований, что может негативно отразиться на их участии в строительстве и реконструкции объектов.

В рамках реализации краевой целевой программы "Комплексные меры по повышению качества жизни пожилых людей в Приморском крае на 2012-2013 годы" включены расходы на реконструкцию здания под дом - интернат для ветеранов Великой Отечественной войны и труда в Уссурийском городском округе по адресу: г. Уссурийск, ул. Лесная (309,4 млн рублей).

С 2008 по 2012 годы данные расходы планировались в рамках проведения мероприятий программы "Социальная поддержка ветеранов Великой Отечественной войны, инвалидов Великой Отечественной войны, инвалидов боевых действий, ветеранов боевых действий и членов их семей", но реконструкция так и не была начата.

Более того, на время проверки Контрольно-счетной палаты вышеуказанной программы (август 2012 года) отсутствовали:

положительные заключения государственной экспертизы и КГУП "Приморский РЦЦС" на проектно- сметную документацию по объекту;

правоустанавливающие документы на земельный участок, расположенный по адресу: Приморский край, г. Уссурийск, ул. Лесная.

Контрольно-счетная палата надеется, что планируемые ассигнования на реконструкцию здания под дом-интернат для ветеранов Великой Отечественной войны и труда теперь уже в рамках другой краевой целевой программы все же будут освоены в полном объеме.

Проверки Контрольно-счетной палаты по использованию средств краевого бюджета, выделенные на строительство таких значимых объектов в г. Владивостоке, как театр оперы и балета, концертно-спортивный комплекс, очистные сооружения показали, что низкий процент выполнения работ по состоянию на 1 октября 2012 года (49,4 % от сметной стоимости концертно-спортивного комплекса, 40 % от сметной стоимости театра оперы и балета, 83,6 % от фактического объема финансирования по очистным сооружениям) не позволит освоить часть средств, запланированных на 2012 год. Для завершения строительства объектов потребуются средства, которые в краевом бюджете не предусмотрены.

Для того, чтобы профинансировать объекты хотя бы до утвержденной сметной стоимости, необходимы средства краевого бюджета в сумме 1272,7 млн рублей (по театру оперы и балета - 531,7 млн рублей, концертно-спортивному комплексу - 741,0 млн рублей). Однако краевым бюджетом на 2013-2015 годы эти средства на вышеуказанные объекты не предусмотрены.

Необходимо отметить, что в паспорте программы "Развитие физической культуры и спорта в Приморском крае" на 2011-2015 годы на строительство концертно-спортивного комплекса в г. Владивостоке на 2013 год запланированы средства краевого бюджета в сумме 1015,7 млн рублей.

Укрупнение объекта по реконструкции очистных сооружений (даже с учетом средств, предусмотренных в паспорте программы на 2013-2019 годы в сумме 2300,0 млн рублей) по расчетам заказчика-застройщика потребует дополнительных средств как минимум в сумме 1400,0 млн рублей.

В законопроекте на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годы отсутствуют ассигнования на бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства, не включенные в целевые программы (2012 год - 1298,3 млн рублей), из них на строительство:

краевого медицинского центра (в том числе проектно-изыскательские работы) (456,9 млн рублей);

 танатологического  корпуса на 1000 вскрытий  в год в г. Владивостоке для государственного учреждения  здравоохранения "Приморское краевое бюро судебно-медицинской экспертизы" (149,2 млн рублей).

Дефицит бюджета на 2013 год прогнозируется в сумме 3674,9 млн рублей, объем которого снизился по сравнению с 2012 годом на 15931,0 млн рублей или в 5,3 раза.

В 2014 году доходы и расходы краевого бюджета предполагаются в одинаковом объеме - 64252,4 млн рублей (в том числе условно утвержденные расходы - в сумме 7089,5 млн рублей). При этом по сравнению с предыдущим годом доходы увеличатся на 465,7 млн рублей (на 0,7 %), расходы снизятся на 3209,2 млн рублей или на 4,8 %.

В 2015 году прогнозируется, что доходы краевого бюджета также будут соответствовать расходам и составят 70272,0 млн рублей (в том числе условно утвержденные расходы - 16720,9 млн рублей), что на 9,4 % или на 6019,6 млн рублей выше уровня 2014 года.

В целом представленный законопроект соответствует требованиям федерального и краевого законодательства.

Контрольно-счетная палата предлагает учесть вышеизложенные замечания при рассмотрении проекта закона Приморского края "О краевом бюджете на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов".

 

 

Председатель

Контрольно-счетной палаты

Приморского края                                                               Д.А. Виноградов

 



[1] Расходы включены в базовую программу обязательного медицинского страхования и передаются в виде межбюджетного трансферта территориальному фонду обязательного медицинского страхования на дополнительное финансовое обеспечение реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования в части базовой программы обязательного медицинского страхования.

[2] футбол, баскетбол, волейбол, пляжный волейбол, бадминтон, хоккей с шайбой и хоккей с мячом