О палатеНовостиДеятельностьПротиводействие коррупцииГосслужбаЛичный приёмСовет КСОНормативная база

Рассылки

Заключение контрольно-счетной палаты Законодательного Собрания Приморского края на проект закона Приморского края "О бюджете территориального фонда обязательного медицинского страхования Приморского края на 2009 год"

Проект бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования Приморского края (далее – Фонд) подготовлен с учетом требований действующего законодательства. В законопроекте соблюдены принципы сбалансированности бюджета и совокупного покрытия расходов, что соответствует статьям 33 и 35 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Территориальная программа
обязательного медицинского страхования

Согласно статье 20.1 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года № 5487-1 территориальная программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, включающая в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования, разрабатывается и утверждается в соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, принятой на федеральном уровне.

На момент подготовки данного заключения Программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2009 год Правительством Российской Федерации не утверждена.

В связи с вышеизложенным проект бюджета Фонда на 2009 год сформирован в отсутствие территориальной программы обязательного медицинского страхования на 2009 год, вследствие чего не определены гарантированные населению бесплатно за счет системы обязательного медицинского страхования виды, нормативы объёмов медицинской помощи и финансовых затрат на единицу объёма медицинской помощи, финансирование которых должно осуществляться за счёт средств бюджета Фонда.

Согласно пояснительной записке к законопроекту стоимость территориальной программы обязательного медицинского страхования Приморского края (далее – программы) на 2009 год предварительно рассчитана на основании показателей, утвержденных постановлением Администрации Приморского края от 25 марта 2008 года № 64-па "О Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации, проживающим на территории Приморского края, бесплатной медицинской помощи на 2008 год", с учетом коэффициента роста заработной платы в 2009 году и индекса потребительских цен.

Предварительная стоимость территориальной программы обязательного медицинского страхования на 2009 год составляет 7901,0 млн рублей, что на 42,6 % больше стоимости программы, утвержденной на 2008 год (5539,1 млн рублей) и на 1274,3 млн рублей или на 19,2 % больше расчетной стоимости программы на 2008 год.

Проект бюджета Фонда на 2009 год представлен на сумму 7572,1 млн рублей с направлением всей суммы расходов на выполнение территориальной программы обязательного медицинского страхования.

Дефицит финансовой обеспеченности предварительно рассчитанной стоимости программы на 2009 год составит 4,2 % или 328,9 млн рублей, что на 758,7 млн рублей (на 69,8 %) меньше дефицита бюджета Фонда по отношению к расчетной стоимости программы на 2008 год.

Источники финансирования разницы между представленным к утверждению бюджетом Фонда и прогнозируемой к утверждению стоимостью программы в сумме 328,9 млн рублей не определены.
Доходная часть проекта бюджета

Доходная часть бюджета Фонда на 2009 год предусмотрена в сумме 7572,1 млн рублей, что на 11,8 % выше законодательно утверждённых назначений доходов на 2008 год (6774,0 млн рублей). Поступления планируются за счет следующих источников:

1.налоговые и неналоговые доходы - 2447,5 млн рублей (32,3 % общей суммы доходов).

Поступления в бюджет Фонда единого социального налога планируются в сумме 2270,0 млн рублей или 126,4 % к назначениям 2008 года (1795,9 млн рублей). Расчет произведен в порядке, определенном Федеральным фондом обязательного медицинского страхования, на основании прогнозного показателя фонда заработной платы на 2009 год с учетом собираемости налога на уровне 96,0 %.

Доходы бюджета Фонда от уплаты налогов налогоплательщиками, применяющими специальные налоговые режимы, рассчитаны на основе показателей утвержденного бюджета Фонда на 2008 год (124,3 млн рублей) с учетом коэффициента роста потребительских цен 8,6 % и планируются в сумме 135,0 млн рублей.

Поступление недоимки, пени и штрафов по отмененным платежам планируется в сумме 0,7 млн рублей, что на 45,0 % ниже утвержденных показателей на 2008 год (1,3 млн рублей). Расчет произведен на основании объемов фактических поступлений 2008 года.

Объем прочих неналоговых поступлений (средства за лечение граждан других субъектов Российской Федерации на территории Приморского края) также рассчитан на основании фактических поступлений 2008 года с учетом коэффициента роста потребительских цен на 2009 год и предусмотрен на 2009 год в сумме 41,8 млн рублей, что больше назначений по бюджету Фонда на 2008 год на 7,2 млн рублей или на 20,8 %;

2.средства краевого бюджета, передаваемые бюджету Фонда на обязательное медицинское страхование неработающего населения - 3225,1 млн рублей (42,6 % общей суммы доходов).

Планируемый объем средств краевого бюджета, передаваемых бюджету Фонда на обязательное медицинское страхование неработающего населения, больше уровня 2008 года на 269,9 млн рублей или на 9,1 % и соответствует объему ассигнований, определенных проектом Закона Приморского края "О краевом бюджете на 2009 год".

В письме департамента финансов Приморского края от 15 июля 2008 года № 24/05-10-226, на основании которого в законопроект включен объем указанных средств, расчет планируемого платежа страхователя неработающего населения, которым является Администрация Приморского края, отсутствует, в связи с чем не представляется возможным сделать вывод о достаточности указанного платежа по отношению к стоимости предоставленных неработающему населению медицинских услуг. Как показали проверки контрольно-счетной палаты Законодательного Собрания Приморского края фактическая стоимость лечения одного неработающего гражданина в 2007 году за счет взносов на неработающее население обеспечивалась только на 71,4 %, в 2006 году – на 70,4 %.

Следует отметить, что в соответствии со статьей 17 Закона Российской Федерации от 28 июня 1991 года № 1499-I "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" страховые взносы на обязательное медицинское страхование устанавливаются как ставки платежей по обязательному медицинскому страхованию в размерах, обеспечивающих выполнение территориальных программ медицинского страхования.

Объем платежей на обязательное медицинское страхование неработающих граждан, рассчитанный исходя из предварительно рассчитанной стоимости программы на 2009 год (7901,0 млн рублей), должен составить 3554,0 млн рублей, что больше предусмотренных законопроектом на 10,2 % или на 328,9 млн рублей.

Аналогичные выводы о недостаточности указанных платежей отражены в заключении на проект бюджета Фонда на 2007 год;

3.безвозмездные поступления от других бюджетов (межбюджетные трансферты Федерального фонда обязательного медицинского страхования) - 1899,5 рублей (25,1 % общей суммы доходов), из них:

71,7 млн рублей - субсидии на обязательное медицинское страхование неработающего населения (детей), что больше аналогичных поступлений, предусмотренных бюджетом Фонда на 2008 год, на 6,1 млн рублей или на 9,4 %;

1827,8 млн рублей - дотации на выполнение территориальной программы обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования (больше на 692,7 млн рублей или на 61,0 %).

Объемы межбюджетных трансфертов в проекте бюджета Фонда отражены в соответствии с данными о распределении в 2009 году бюджетных ассигнований на вышеуказанные цели, доведенными письмом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 27 августа 2008 года № 4799/21-1/и, и соответствуют объемам средств, предусмотренным для Приморского края приложениями 6 и 7 проекта Федерального закона "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов", одобренного на заседании Правительства Российской Федерации 21 августа 2008 года.

В бюджете Фонда на 2008 год в составе межбюджетных трансфертов Федерального фонда обязательного медицинского страхования предусмотрено поступление субвенций на оказание отдельным категориям граждан социальной услуги по обеспечению лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов (далее – субвенции на ДЛО) в сумме 300,3 млн рублей и на финансовое обеспечение государственного задания по дополнительной медицинской помощи, оказываемой участковыми службами в сумме 357,3 млн рублей.

Законопроектом поступление и расходование субвенций на ДЛО не предусмотрено в связи с тем, что в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ (с изменениями) указанные средства с 2009 года зачисляются на счета бюджетов субъектов Российской Федерации. Согласно письму Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 27 августа 2008 года № 4799/21-1/и механизм предоставления субъектам Российской Федерации субвенций на финансовое обеспечение денежных выплат медицинским работникам первичного звена с 2009 года также изменен.

Субсидии на проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан, предусмотренные в бюджете Фонда на 2008 год в сумме 4,3 млн рублей, в проекте бюджета Фонда на 2009 год как по доходам, так и по расходам не отражены в связи с отсутствием в бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования их распределения по субъектам Российской Федерации.
Расходная часть проекта бюджета.

Бюджет Фонда по расходам предусмотрен в сумме 7572,1 млн рублей, что составляет 111,8 % законодательно утвержденных расходов бюджета Фонда на 2008 год (6774,0 млн рублей).

Расходы по осуществлению расходных обязательств, установленных Законом Российской Федерации от 28 июня 1991 года № 1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" запланированы в сумме 7437,4 млн рублей, что составляет 98,2 % общих расходов на 2009 год. Увеличение планируемых на 2009 год расходов по отношению к утвержденным на 2008 год бюджетным назначениям составит 1581,9 млн рублей или 27,0 %, в том числе за счет расходов:

на выполнение территориальной программы обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования – на 1575,8 млн рублей или на 27,2 % (планируемые расходы – 7365,7 млн рублей);

на обязательное медицинское страхование неработающего населения (детей) – на 6,1 млн рублей или на 9,6 % (план – 71,7 млн рублей).
Расходы на обеспечение деятельности исполнительной дирекции и филиалов Фонда составят 134,7 млн рублей или 1,8 % в общем объеме расходов, что больше уровня 2008 года на 12,0 млн рублей (на 9,8 %).

Планируемый объем указанных расходов не превысил утвержденный норматив затрат на выполнение управленческих функций (2,5 % от суммы доходов).

Согласно проекту сметы расходов на деятельность дирекции и филиалов Фонда указанные средства планируется направить на:

оплату труда и начисления на оплату труда – 94,5 млн рублей (рост на 9,3 %);

приобретение услуг и прочие расходы – 29,3 млн рублей (рост на 19,4 %);

увеличение стоимости основных средств и материальных запасов – 10,9 млн рублей (уменьшение на 6,9 %).
Выводы

1.В законопроекте соблюдены требования бюджетного законодательства в части сбалансированности бюджета и совокупного покрытия расходов. (стр. 1)

2.Объемы межбюджетных трансфертов в законопроекте соответствуют объемам средств, предусмотренным для Приморского края приложениями 6 и 7 проекта Федерального закона "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов". (стр. 4)

3.Программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2009 год до настоящего времени не утверждена, и, как следствие, проект бюджета Фонда на 2009 год сформирован в отсутствие территориальной программы обязательного медицинского страхования на 2009 год. (стр. 1)

4.Предварительно рассчитанная стоимость территориальной программы обязательного медицинского страхования Приморского края на 2009 год составляет 7901,0 млн рублей, что на 42,6 % больше стоимости программы, утвержденной на 2008 год. (стр. 1-2)

5.Дефицит финансовой обеспеченности предварительно рассчитанной стоимости программы на 2009 год составит 4,2 % или 328,9 млн рублей и уменьшится по отношению к 2008 году на 758,7 млн рублей (на 69,8 %). (стр. 2)

6.В нарушение статьи 17 Закона Российской Федерации "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" предварительно рассчитанная стоимость территориальной программы обязательного медицинского страхования на 2009 год не сбалансирована страховыми взносами на обязательное медицинское страхование неработающего населения на сумму 328,9 млн. рублей, что позволяет сделать вывод о недостаточности средств по оказанию населению Приморского края бесплатной медицинской помощи в полном объеме. Аналогичный вывод отражен в заключении на проект бюджета Фонда на 2008 год. (стр. 3)







Председатель контрольно-счетной палаты

Законодательного Собрания

Приморского края

С.В. Старовойтов