О палатеНовостиДеятельностьПротиводействие коррупцииГосслужбаЛичный приёмСовет КСОНормативная база

Рассылки

ОТЧЕТ о работе контрольно-счетной палаты Законодательного Собрания Приморского края за 2004 год

Контрольно-счетная палата (далее — Палата) в 2004 году осуществляла контрольную и иные виды деятельности в соответствии с возложенными Законом Приморского края «О контрольно-счетной палате Законодательного Собрания Приморского края» задачами и планом работы Палаты на 2004 год.

Экспертно-аналитическая деятельность

В процессе реализации задач, изложенных в статье 2Закона Приморского края «О контрольно-счетной палате Законодательного Собрания Приморского края» в части контроля за исполнением доходных и расходных статей краевого бюджета, внебюджетных средств, Палата в 2004 году осуществляла работу по следующим направлениям:

подготовка и представление в Законодательное Собрание Приморского края заключений об исполнении краевого бюджета за истекший и отчетный годы;

проведение оперативного контроля за исполнением краевого бюджета в течение года;

экспертиза проектов краевого бюджета, законов и иных нормативных документов, затрагивающих вопросы краевого бюджета;

анализ нарушений и отклонений в бюджетном процессе,подготовка предложений по их устранению, совершенствованию бюджетного законодательства.

За отчетный период Палатой было подготовлено четыре заключения по исполнению краевого бюджета: за 2003 год и за I, II и IIIкварталы 2004 года. В данных документах проанализировано фактическое исполнение доходных и расходных статей краевого бюджета по объему, структуре и целевому назначению, проведен анализ выявленных отклонений, сделаны соответствующие выводы.

Подготовлено и представлено Законодательному Собранию Приморского края два заключения на проект закона Приморского края «О внесении изменений в Закон Приморского края «О краевом бюджете на 2004 год» и два заключения на проект закона Приморского края «О краевом бюджете на 2005 год».

Палата ежемесячно представляет в Законодательное Собрание Приморского края аналитические записки о поступлении налоговых платежей и других доходов в бюджетную систему Российской Федерации на территории края за истекший период и в сравнении с аналогичным периодом прошлого года, в которых дается анализ отклонений и приводится информация о задолженности по налоговым платежам. За 2003 год и I, II и III кварталы 2004 года информация представлена в разрезе по городам и районам края.

В рамках оперативного контроля за исполнением краевого бюджета Палата ежемесячно анализирует информацию администрации Приморского края об исполнении краевого бюджета за период с начала года, обращая внимание на имеющиеся отклонения от плановых показателей, и представляет в Законодательное Собрание Приморского края аналитические записки.

Палатой подготовлены предложения к проекту закона Приморского края «О внесении изменений в Закон Приморского края «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Приморском крае».

В результате проведения анализа отчета администрации Приморского края об исполнении краевого бюджета за 2003 год Палатой подготовлено Заключение, в котором использованы материалы и результаты проведенных контрольно-счетной палатой контрольных мероприятий и проверок.

Администрацией Приморского края отчет об исполнении краевого бюджета за 2003 год представлен в Законодательное Собрание Приморского края своевременно — 30 марта 2004 года. Однако предусмотренные пунктом 1 статьи101 Закона Приморского края «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Приморском крае» документы и материалы к отчету были представлены не в полном объеме. В сводных отчетных сметах расходов бюджетных учреждений по главным распорядителям бюджетных средств за 2003 год не были отражены кассовые расходы, а указаны только плановые показатели.

В отчете об исполнении краевого бюджета и приложениях к нему не указаны плановые показатели, утвержденные Законом Приморского края«О краевом бюджете на 2003 год». Был проставлен только уточненный план, т.е. план с учетом изменений, не утверждаемых согласно статьям 11 и 12Закона Приморского края «О краевом бюджете на 2003 год» Законодательным Собранием Приморского края.

В течение 2003 года план, утвержденный Законом Приморского края от 21 января 2003 года № 31-КЗ «О краевом бюджете на 2003год», неоднократно корректировался.

Уточненный план по доходам — 18442,5 млн. рублей(124,3% к первоначально утвержденному варианту) — исполнен на 98,5%, в краевой бюджет недопоступило 267,8 млн. рублей. Не выполнен план по налоговым доходам (98,5%), неналоговым доходам (94%), безвозмездным перечислениям из федерального бюджета (99,6%).

Исполнение по видам налогов, являющихся источником налоговых доходов, было неравномерным. По девяти налогам бюджетные назначения были перевыполнены: по налогу на прибыль организаций (110,2%), налогу на игорный бизнес (153,5%), налогу с продаж (105,2%), единому налогу, взимаемому по упрощенной системе налогообложения (129,8%), налогу на пользователей автомобильных дорог в части погашения задолженности прошлых лет (116,1%) и т.д.По девятнадцати налогам и платежам бюджетные назначения значительно недовыполнены: по налогу на доходы физических лиц (96,5%), акцизам (82,1%),единому налогу на вмененный доход (54,2%), земельному налогу (67,6%) и т.д.

Анализ поступления неналоговых доходов в краевой бюджет показал, что за 2003 год по этому источнику недополучено в краевой бюджет118,7 млн. рублей, из них по статьям: «Плата за пользование водными биологическими ресурсами, включая поступления от реализации квот на вылов(добычу) водных биологических ресурсов» — 101,5 млн. рублей, «Доходы от оказания услуг или компенсации затрат» — 17,4 млн. рублей.

Безвозмездные поступления из федерального бюджета составили 8402,6 млн. рублей. В основном предусмотренные на 2003 год доходы профинансированы на 100%, недопоступило 23,8 млн. рублей дотаций на частичное возмещение расходов по предоставлению населению субсидий по оплате жилья и коммунальных услуг. По состоянию на 1 января 2004 года остаток неиспользованных по целевому назначению средств федерального бюджета составил 162,5 млн. рублей.

Уточненный план по расходам — 18111,1 млн. рублей (122% к первоначально утвержденному варианту) — исполнен на 99%. Расходы недофинансированы на 175,6 млн. рублей.

Исполнение расходов было неравномерным и непропорциональным как в разрезе разделов, подразделов и целевых статей функциональной классификации и статей экономической классификации, так и в разрезе главных распорядителей и получателей бюджетных средств.

Наименее профинансированы расходы по разделам:«Прочие расходы» (8,4%), «Мобилизационная подготовка экономики» (23,8%), «Охрана окружающей среды и природных ресурсов» (69%), «Сельское хозяйство и рыболовство» (69,3%),«Судебная власть» (71,3%); по подразделам: «Прочие мероприятия в области сельского хозяйства» (20,1%), «Молодежная политика»(32,7%), «Санитарно-эпидемиологический надзор» (0%); по получателям: филиал Фонда пожарной безопасности (19%), в/ч 6558 (40%), ГУ«Приморская краевая поисково-спасательная служба» (61%), КГПРУ«Природный парк «Хасанский» (71%), Главное управление по делам ГО и ЧС (71%).

Не выполнен план по возврату в краевой бюджет бюджетных ссуд (кредитов). В результате в 2003 году краевой бюджет недополучил 1359,6 млн. рублей средств, необходимых для более полного финансирования расходов.Остаток непогашенных муниципальными образованиями ссуд на конец 2003 года составил 622,7 млн. рублей, а непогашенных кредитов предприятиями и организациями — 3157,9 млн. рублей. Невозвращенные суммы бюджетных кредитов,предоставленных на условиях лизинга, на конец 2003 года составили 229,2 млн. рублей.

Расходы на социально-культурную сферу недофинансированы на 331,9 млн. рублей, из них 46% — это недополученное финансирование на текущее содержание учреждений социально-культурной сферы. Недофинансированы также расходы на обеспечение работников краевых и муниципальных образовательных учреждений путевками в санаторно-курортные организации (69% к годовому плану),на государственную поддержку районных (городских) газет (89,8%), на централизованное приобретение мягкого инвентаря и обмундирования для учреждений здравоохранения(83,3%), на краевые целевые программы по здравоохранению (96%), на проведение спортивных мероприятий и содержание объектов физической культуры (77,1%), на мероприятия в области молодежной политики (32,7%), на текущие платежи на обязательное медицинское страхование неработающего населения (90,8%), на оплату проезда пассажирским автомобильным транспортом на внутрикраевых маршрутах и железнодорожным транспортом пригородного сообщения по федеральным законам «О ветеранах» (88,5%) и «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (40%).

В течение 2004 года Палата ежемесячно осуществляла контроль за поступлением доходов в краевой бюджет. Законодательному Собранию Приморского края были представлены девять аналитических записок и три заключения о ходе исполнения краевого бюджета за 2004 год.

Установленный бюджетной росписью на соответствующий период план по доходам в течение года выполнялся: план I квартала 2004года был исполнен на 119,9%, первого полугодия — на 105,6%, план 9 месяцев — на 109,1%. Однако исполнение по видам налогов было крайне неравномерным.

Уже за первое полугодие был выполнен и даже перевыполнен годовой план по налогу с продаж, платежам за пользование недрами,налогу на пользователей автомобильных дорог, доходам от использования лесного фонда, по плате за негативное воздействие на окружающую среду.

За 9 месяцев выполнены годовые задания по налогу на прибыль организаций, налогу на игорный бизнес, единому налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, транспортному налогу,доходам от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной собственности, сборам, взимаемым ГИБДД (кроме штрафов).

В то же время поступления налога на доходы физических лиц за 9 месяцев составили только 64,3% к годовому плану, лицензионных и регистрационных сборов — 72,5%, налогов на имущество — 62,6%, водного налога— 55,4%, сбора за пользование объектами животного мира — 23,2%, сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов (исключая внутренние водные объекты) — 19,8%.

Законом Приморского края от 11 октября 2002 года № 141-КЗ «О внесении изменений в Закон Приморского края «О краевом бюджете на 2004 год» план по доходам был откорректирован и утвержден в сумме 19680,4 млн. рублей, что составило 104,96% к первоначально утвержденным показателям.

Однако по итогам исполнения краевого бюджета за 10 месяцев по ряду налогов сохранилось отставание: поступления налога на доходы физических лиц составили 72% к годовому плану, налогов на имущество — 69,2%,земельному налогу — 67,8%, сбору за пользование объектами водных биологических ресурсов — 48,9%.

Расходы краевого бюджета в 2004 году финансировались неравномерно и непропорционально.

Так, за 9 месяцев расходы в среднем исполнены на 78,2% к уточненному годовому плану. Значительно ниже среднего уровня профинансированы расходы по разделам: «Мобилизационная подготовка экономики» (4,3%), «Обслуживание государственного и муниципального долга» (23,1%), «Культура, искусство и кинематография» (31,8%), «Охрана окружающей среды и природных ресурсов» (33,1%),«Промышленность, энергетика и строительство» (51,5%), «Сельское хозяйство и рыболовство» (59,1%), «Транспорт, связь,информатика» (62,7%), «Образование» (62,4%),«Здравоохранение и физическая культура» (63%).

Значительный перерасход средств сложился по разделу«Прочие расходы» — 1784,5 млн. рублей, что связано в основном с несвоевременным возвратом в краевой бюджет ссуд и кредитов, полученных муниципальными образованиями и предприятиями.

Анализ отчета об исполнении краевого бюджета за 9 месяцев 2004 года показал: чтобы профинансировать все запланированные Законом Приморского края «О краевом бюджете на 2003 год» расходы (22837,7 млн. рублей) недостаточно получить запланированный объем доходов (19680,4 млн. рублей), но и в запланированном объеме вернуть в краевой бюджет выданные бюджетные кредиты и ссуды (3157,3 млн. рублей). Однако план по возврату в краевой бюджет ссуд и кредитов не выполняется (за первое полугодие — 25,3% к годовому плану, за 9 месяцев — 26%).

Одним из основных направлений работы Палаты является проведение экспертизы проекта краевого бюджета на следующий финансовый год и проектов законов о внесении изменений в краевой бюджет на текущий год.

На основе проведенного анализа материалов,представленных к проекту закона Приморского края «О краевом бюджете на2005 год», Палатой подготовлено и направлено в Законодательное Собрание Заключение.

Краевой бюджет на 2005 год сформирован с учетом положений Бюджетного послания губернатора края, прогнозасоциально-экономического развития Приморского края, с учетом изменений,внесенных федеральными законами в бюджетное и налоговое законодательство.

В первоначально предложенном проекте краевого бюджета на 2005 год финансирование расходов по ряду разделов значительно сокращено по сравнению с уровнем 2004 года, в том числе по таким социально-значимым разделам, как: «Образование», «Культура, искусство и кинематография», «Социальная политика», а также«Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства», «Сельское хозяйство и рыболовство»,«Жилищно-коммунальное хозяйство».

При расчете расходов не были проиндексированы материальные затраты с учетом прогнозируемого уровня инфляции,не запланировано повышение заработной платы работникам бюджетной сферы. По десяти разделам функциональной классификации расходов краевого бюджета из девятнадцати не были представлены расчеты расходов. Эти замечания нашли отражение в принятом Законе Приморского края от 29 декабря 2004 года № 200-КЗ «О краевом бюджете на 2005 год». Необходимые расчеты представлены в Законодательное Собрание, расходы по вышеуказанным разделам откорректированы в сторону увеличения.

При рассмотрении проекта закона Приморского края«О внесении изменений в Закон Приморского края «О краевом бюджете на2005 год» Палатой было указано, что ряд материалов, представленных одновременно с законопроектом, не соответствуют положениям Бюджетного кодекса Российской Федерации и Закона Приморского края «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Приморском крае».

В нарушение статьи 181 Бюджетного кодекса Российской Федерации в приложении 4 «Объемы поступлений доходов краевого бюджета в2005 году» не указаны плановые показатели поступлений в разрезе по подгруппам группы «Безвозмездные перечисления» и по статьям таких подгрупп, как: «Задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным платежам», «Платежи при пользовании природными ресурсами», «Безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации».

В нарушение этой же статьи расходы краевого бюджета не распределены по целевым статьям и видам расходов функциональной классификации,а также не проставлены коды бюджетной классификации.

В нарушение статьи 10 Закона Приморского края «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Приморском крае» не представлена экономическая классификация расходов краевого бюджета в разрезе разделов и подразделов.

Все эти нарушения администрацией края были устранены в рабочем порядке.

Контрольная деятельность

В процессе проведения Палатой контрольных мероприятий оценивается законность и целесообразность финансовых операций, связанных с использованием средств краевого бюджета и государственной собственности края, выявляются недостатки и предлагаются меры по их устранению.

Главная задача проведения проверок — установить, насколько эффективно и по назначению хозяйствующие субъекты и государственные учреждения, состоящие на бюджете, используют государственные средства; выработать и осуществить комплекс мер по устранению нарушений и недопущению их впоследствии.

За 2004 год Палатой проведено30 аудиторских проверок, в том числе: в администрации Приморского края и её структурных подразделениях (управлении бухгалтерского учета и отчетности,департаменте финансов, комитете по управлению государственным имуществом,департаменте сельского хозяйства и продовольствия, комитете природных ресурсов и экологии, департаменте дорожного хозяйства, комитете по делам молодежи департамента образования и науки) — 16 проверок, КГУП «Примтеплоэнерго»— 2 проверки, ЗАО «Приморскагропромснаб» , КГУП «Государственное агентство по продовольствию Приморского края», ДВ межрегиональном отделении Российского фонда федерального имущества, Фонде имущества Приморского края, ГУЗ «Приморский краевой диагностический центр», ГУ Приморское казначейство, ЗАО «ДВ Стройсвязькомплекс» , ГУ «Седанкинский дом ветеранов», КГУП «Приморский коммунальный комплекс», УГП«Примстройзаказчик», муниципальном образовании г. Артем.

Кроме того, состоялась совместная проверка Счетной Палаты Российской Федерации ОАО «Находкинский морской рыбный порт»с привлечением аудитора контрольно-счетной палаты Законодательного Собрания Приморского края.

В результате проведенных проверок выявлено незаконное[1]использование бюджетных средств в сумме 926564,6 тыс. рублей (за 2004год — 316815,8 тыс. рублей), из них нецелевое[2]использование составило 11235,4 тыс. рублей (за 2004 год — 6132 тыс. рублей).

Нецелевое использование бюджетных средств установлено по следующим учреждениям:

администрация Приморского края — 9357,6 тыс. рублей (в том числе: 383,9 тыс. рублей - неправомерная оплата подрядчикам ДВ ОАО «Стройсвязькомплекс»и ОАО «Косандра» страхования от строительно-монтажного риска при проведении работ по капитальному ремонту учреждений культуры, 150 тыс. рублей — приобретение мебели за счет средств краевого бюджета, предназначенных на подготовку ЖКХ к отопительному сезону, 2691,7 тыс. рублей - погашение задолженности муниципальных образований по полученным ссудам из краевого бюджета путем проведения взаимозачета в счет субсидий, полученных из федерального бюджета на оплату населению жилищно-коммунальных услуг, 6132 тыс. рублей — перечисление в адрес ООО «Феско-Снаб » средств,предназначенных на текущие компенсационные выплаты на питание обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях края);

ГУЗ «Приморский краевой диагностический центр» — 634 тыс. рублей (приобретение дорогостоящих медицинских препаратов);

ЗАО «Приморскагропромснаб» — 696,3 тыс. рублей;

ГСУ ССЗН «Седанкинскийдом-интернат для ветеранов» — 547,5 тыс. рублей (в том числе: 199,8 тыс. рублей — использование бюджетных средств на цели, не соответствующие бюджетным назначениям; 30,8 тыс. рублей — оплата за электроэнергию,потребленную предприятием ООО «Стройпек» ; 316,9 тыс. рублей - оплата по трудовому соглашению за строительные работы без представления документов,подтверждающих выполнение работ).

В ряде проверяемых организаций выявлены нарушения в ведении бухгалтерского учета и отчетности (управление бухгалтерского учета и отчетности администрации Приморского края, ГУЗ«Приморский краевой диагностический центр», ЗАО «ДВ Стройсвязькомплекс» , ГСУ ССЗН «Седанкинский дом-интернат для ветеранов»).

Нарушаются положения статей Закона Приморского края от 21 января 2003 года № 38-КЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд Приморского края» (управление бухгалтерского учета и отчетности администрации Приморского края, ЗАО «Приморскагропромснаб» , департамент финансов администрации Приморского края, департамент сельского хозяйства и продовольствия администрации Приморского края). Общая сумма нарушений составила 577539,6 тыс. рублей (в том числе за 2004 год — 104539,6 тыс. рублей).

Проверка, проведенная Палатой в комитете по управлению государственным имуществом администрации Приморского края по вопросу эффективности использования государственной собственности в 2003 году,показала, что в проверяемом периоде имелись значительные резервы пополнения доходной части краевого бюджета по подгруппе «Доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности, или от деятельности государственных организаций» группы «Неналоговые доходы».

Так, дивиденды по акциям, находящимся в собственности Приморского края, поступили в 2003 году в краевой бюджет в сумме 52 тыс. рублей вместо 71 тыс. рублей, т.е. потери краевого бюджета составили 19 тыс. рублей.Всего в реестре краевого недвижимого имущества числится 12 акционерных обществ,действующих на территории края, акции которых имеются в собственности Приморского края. Чистая прибыль за 2002 год по четырем из них составила всего 9273 тыс. рублей. В отношении трех акционерных обществ введена процедура банкротства.Однако в 2003 году вопросы о неэффективности деятельности этих обществ на межотраслевых комиссиях по контролю за эффективностью управления государственным имуществом в Приморском крае не рассматривались.

Довольно значительную сумму составила задолженность во все уровни бюджетов по арендной плате за землю, по состоянию на 1 января 2004года — 95875,8 тыс. рублей или 23,8% от начисленной суммы арендной платы.

Доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной собственности, в 2003 году поступили в сумме 32,8 млн. рублей,что в 3,6 раза превысило поступления 2002 года. Однако годовой план (38,5 млн. рублей) не выполнен. Как показала проверка, потери краевого бюджета, связанные с несвоевременным заключением договоров на аренду помещений, уменьшением арендных ставок и предоставлением других льгот, составили за 2003 год 440,9 тыс. рублей.

В 2003 году в краевой бюджет не зачислена сумма 698 тыс. рублей, поступившая от продажи военного имущества, а также не перечислена унитарными предприятиями прибыль по итогам 2002 года в сумме 4615,0 тыс. рублей.

По результатам проверки было направлено представление губернатору Приморского края. Комитетом по управлению государственным имуществом разработаны мероприятия по устранению выявленных нарушений.Информация председателя комитета по вопросу получения доходов и эффективности использования государственной собственности Приморского края была заслушана на заседании Законодательного Собрания Приморского края, на котором было принято постановление «Об эффективности управления государственной собственностью Приморского края в 2003 году». Потери краевого бюджета в 2004 году были частично в сумме 759 тыс. рублей возмещены.

Вопросам целевого и эффективного использования средств, выделенных из краевого бюджета на финансирование расходов по сельскому хозяйству, использования кредитов, предоставленных на приобретение техники и племенного скота для сельскохозяйственных товаропроизводителей на условиях лизинга, посвящены проверки, проведенные в департаменте сельского хозяйства и продовольствия администрации края, КГУП «Государственное агентство по продовольствию администрации Приморского края» и ЗАО «Приморскагропромснаб» .

В ходе проведенных проверок было выявлено:

неэффективное использование средств, выделенных на приобретение и поставку сельскохозяйственной техники и оборудования по краевому лизингу. Как показала проверка, 147 единиц приобретенной за счет краевого бюджета техники и оборудования на сумму 58028,7 тыс. рублей не были переданы по различным причинам по договорам в лизинг и по состоянию на день проверки числились на хранении на складах КГУП «Государственное агентство по продовольствию Приморского края» и ОАО «База Приморскагропромснаб» ;

неэффективное использование средств краевого бюджета в связи с несвоевременным возвратом бюджетных кредитов, выдаваемых сельхозтоваропроизводителям, предприятиям пищевой и перерабатывающей промышленности и другим организациям агропромышленного комплекса, на кредитование затрат сезонного характера. По состоянию на 1 января 2004 года задолженность по 21 заемщику составила 247929,5 тыс. рублей, в том числе просроченная — 207489,2 тыс. рублей;

нарушение положений Закона Приморского края от 21января 2003 года № 38-КЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд Приморского края» в части своевременного проведения конкурсов по закупке сельскохозяйственной техники и оборудования на условиях внутрикраевого лизинга и заключения договоров на поставку и пунктов 4, 5, 8 постановления губернатора Приморского края от27.06.2003 года № 193 «Об утверждении порядка предоставления из краевого бюджета в 2003 году средств на финансирование сельского хозяйства». В частности, ЗАО «Приморскагропромснаб»из краевого бюджета было выделено24000 тыс. рублей до проведения конкурса и выявления победителей;

потери краевого бюджета в связи с нарушениями пункта 2статьи 76 Бюджетного кодекса Российской Федерации и статьи 35 Закона Приморского края «О краевом бюджете на 2003 год» в части взимания платы за пользование бюджетными кредитами. Департаментом сельского хозяйства и продовольствия были заключены три кредитных договора с заемщиками на сумму24429 тыс. рублей без взимания платы за кредит, расчетные потери краевого бюджета составили 1420,8 тыс. рублей;

нарушение пунктов 7, 8 постановления губернатора Приморского края от 27.06.2003 года № 193 «Об утверждении порядка предоставления из краевого бюджета в 2003 году средств на финансирование сельского хозяйства» в части предоставления субсидий на государственную поддержку и развитие предприятий агропромышленного комплекса. Так, выборочной проверкой было установлено, что из общего объема выделенных из краевого бюджета конкретным сельхозтоваропроизводителям субсидий в сумме 51521,9 тыс. рублей часть средств — 39178,7 тыс. рублей — департаментом сельского хозяйства и продовольствия была перераспределена в пользу других предприятий и на другие цели;

нарушения финансовой дисциплины по своевременному внесению сельхозтоваропроиводителями лизинговых платежей. ОАО «База Приморскагропромснаб»в нарушение пункта 3 типового договора финансового лизинга выдало семи хозяйствам технику на сумму 956,6 тыс. рублей без внесения ими первоначального взноса;

несвоевременный возврат неизрасходованных средств,выделенных на лизинговые операции. Остаток таких средств на счетах ОАО «Приморскагропромснаб» и ОАО «База Приморскагропромснаб»на конец 2003 года составил 700 тыс. рублей. Средства были возвращены в краевой бюджет в период проверки.

По результатам проверок для принятия мер были направлены представления губернатору Приморского края и руководителю департамента сельского хозяйства и продовольствия администрации Приморского края.

В своем ответе администрация края сообщила о принятии мер по возврату в краевой бюджет бюджетных кредитов. По состоянию на 23 августа2004 года возвращено в краевой бюджет 49039,8 тыс. рублей, взыскано пеней и процентов за пользование кредитами 48,6 тыс. рублей. Кроме того, принимаются меры принудительного взыскания задолженности по кредитам. В 2004 году предоставление бюджетных кредитов предприятиям и организациям агропромышленного комплекса осуществляется в соответствии со статьями 76 и 77 Бюджетного кодекса Российской Федерации на условиях возмездности и возвратности.

По вопросу использования средств краевого бюджета на капитальные расходы по разделу «Культура, искусство и кинематография»была проведена проверка в управлении бухгалтерского учета и отчетности администрации Приморского края, которое в соответствии с Положением контролирует целевое использование выделенных средств и производит их расходование в разрезе структурных подразделений.

Нужно отметить, что за проверяемый период (11 месяцев2003 года) капитальные расходы на объекты культуры и искусства были профинансированы только на 46,3%.

При проведении проверки был выявлен ряд серьезных нарушений действующего законодательства, в том числе необоснованное перечисление средств в сумме 247,53 тыс. рублей подрядчикам ДВ ОАО «Стройсвязькомплекс» и ОАО «Косандра» .

Палатой были направлены два представления на имя губернатора Приморского края о принятии соответствующих мер по устранению установленных в ходе проверки нарушений и восстановлению в краевой бюджет средств, использованных не по целевому назначению. В связи с непринятием мер было направлено письмо в прокуратуру Приморского края. В результате денежные средства в сумме 247,53 тыс. рублей были перечислены подрядными организациями в краевой бюджет.

Проверка, проведенная в государственном стационарном учреждении социального обслуживания системы социальной защиты населения «Седанкинскийдом-интернат для ветеранов» показала, что имеются существенные нарушения и недостатки в сложившейся практике финансирования этого учреждения и использования им средств краевого бюджета и средств, полученных за счет внебюджетных источников.

Учреждение финансируется из краевого бюджета не в полном объеме, в 2003 году финансирование составило 85,6% к плану, за первое полугодие 2004 года — 76,7%.

В ходе проверки были установлены факты нарушения положений и ряда статей Гражданского, Трудового, Бюджетного кодексов Российской Федерации, Федерального закона от 2 августа 1995 года № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», Инструкции по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях, письма Центрального банка России от 04.10.1993 года № 18 «Об утверждении порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации».

По результатам данной проверки нецелевое использование бюджетных средств составило 547,5 тыс. рублей, неэффективное — 449,7 тыс. рублей.

В нарушение статьи 575 Гражданского кодекса Российской Федерации, запрещающей дарение (пожертвование) квартир граждан, находящихся на содержании в доме-интернате , в пользу социальных работников, 21 квартира пенсионеров и инвалидов была распределена работникам дома-интерната и социальным работникам. Таким образом, средства от реализации жилья граждан,проживающих в доме-интернате , предназначенные на улучшение социального обслуживания обездоленных граждан пожилого возраста и инвалидов, на внебюджетные счета дома-интерната не поступили (по расчету свыше 8 млн. рублей).

В кассу дома-интерната не поступило 212,9 тыс. рублей средств, уплаченных гражданами за стационарное обслуживание согласно заключенным договорам «О приеме граждан в дом-интернат на платной основе». Не был организован учет средств, передаваемых гражданами и предназначенных для улучшения и дальнейшего развития социального обслуживания.

Материалы вышеуказанной проверки были направлены в прокуратуру Приморского края для принятия мер прокурорского реагирования. Представления направлены на имя губернатора Приморского края и руководителя ГУ «Седанкинский дом-интернат для ветеранов».

Нецелевое использование бюджетных средств в сумме 634 тыс. рублей было установлено в результате проверки, проведенной в государственном учреждении здравоохранения«Приморский краевой диагностический центр» по вопросу эффективного и целевого использования средств краевого бюджета и средств,полученных за счет внебюджетных источников.

На эту сумму за счет бюджетных средств были приобретены дорогостоящие медицинские препараты, не предусмотренные программой государственных гарантий по оказанию населению края бесплатной медицинской помощи, и использованы на оказание платных медицинских услуг.

С нарушением требований приказа МЗ СССР от 02.06.1998 года № 747 ведется учет медицинских препаратов.Установлены факты реализации больным медикаментов, приобретенных за счет средств краевого бюджета, и использования в дальнейшем данных средств для получения доходов от предпринимательской деятельности.

По результатам данной проверки были направлены следующие документы: представление главному врачу ГУЗ«Приморский краевой диагностический центр», письма губернатору Приморского края и прокурору Приморского края, повторное обращение к прокурору Приморского края об отмене постановления прокурора Первомайского района г. Владивостока от 12.07.2004 года № 15/04 «Об отказе в возбуждении уголовного дела и назначении дополнительной проверки».

В результате проведенной работы денежные средства в сумме 634 тыс. рублей, использованные не по целевому назначению, были восстановлены на доходный счет краевого бюджета.

По вопросу целевого использования средств краевого бюджета, выделенных на краевую целевую программу «Квартира молодой семье» на 2002–2010 годы, были проведены проверки в администрации Приморского края, унитарном государственном предприятии «Приморстройзаказчик», в комитете по делам молодежи департамента образования и науки администрации Приморского края.

В ходе проверки было установлено незаконное расходование средств краевого бюджета в сумме 129000 тыс. рублей (из них 2004 года — 80000 тыс. рублей). В нарушение Закона Приморского края от 21 января 2003 года № 38-КЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд Приморского края» генеральному подрядчику ЗАО «ДВ Стройсвязькомплекс» были перечислены следующие средства: в 2003 году — 49000 тыс. рублей на авансирование подрядных работ до определения этого предприятия победителем конкурса, в 2004 году — 80000 тыс. рублей на строительство жилых домов в муниципальных образованиях без проведения конкурса.

Проверка показала, что из 132квартир, переданных администрации Приморского края в 139-квартирном доме по ул. Аллилуева, 1 (2-а ), молодым семьям предоставлено 128 квартир. Информация о распределении 4-х квартир не предоставлена.

Строительство 20 индивидуальных жилых домов в сельской местности края на момент проведения проверки не было начато, однако генеральному подрядчику ЗАО «ДВ Стройсвязькомплекс» в октябре 2003 года был перечислен аванс в сумме 5570 тыс. рублей. По информации департамента строительства и архитектуры, часть средств в сумме 2325,6 тыс. рублей в 2004 году была использована для разработки проектно-сметной документации, а остаток средств в сумме 3244,4 тыс. рублей возвращен в краевой бюджет в декабре 2004 года.

По результатам проверки было направлено представление на имя губернатора Приморского края.

По вопросу использования инвестиций на подготовку жилищно-коммунального хозяйства к отопительному сезону2003/2004 года и на завершение отопительного сезона 2003/2004 года и прохождение отопительного сезона 2004/2005 года дважды была проведена проверка в краевом государственном предприятии «Примтеплоэнерго».

Проверкой отмечены нарушения положений Закона Приморского края от 21 января 2003 года № 38-КЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд Приморского края». Неэффективное и нерациональное использование средств краевого бюджета в связи с необоснованным увеличением поставщиками(победителями конкурсов) цен на топливо от первоначально установленных протоколами конкурсов составило 211472,6 тыс. рублей. Поставка мазута ОАО «НК «Роснефть-Находканефтепродукт » в объеме 6457,9 тонн на сумму24539,6 тыс. рублей была осуществлена вообще без проведения конкурсного отбора.

В связи с выплатой работникам предприятия командировочных расходов сверх норм, установленных законодательством, незаконное расходование бюджетных средств составило 134,6 тыс. рублей.

Свою основную задачу обеспечения вверенных ему территорий такими услугами, как: теплоснабжение,электроснабжение, водоотведение и водоснабжение, КГУП«Примтеплоэнерго» выполняет. Но предприятие является убыточным и одна из причин — невыполнение плана доходов от всех видов оказываемых услуг. Так, за9 месяцев 2004 года дебиторская задолженность по оплате услуг населением составила 437382,7 тыс. рублей, бюджетных учреждений, финансируемых из местных бюджетов, — 417122,7 тыс. рублей.

В связи с большой изношенностью, а, следовательно, и с большими потерями в сетях, требуется увеличение объема инвестиций на реконструкцию трубопроводов, водопроводов,замену котельного оборудования.

По результатам проверок были направлены представления губернатору Приморского края, генеральному директору КГУП «Примтеплоэнерго».

При проверке исполнения государственным учреждением Приморское казначейство Закона Приморского края «О краевом бюджете на 2004 год» за I квартал 2004 года было установлено нарушение статей 847 и 854 Гражданского кодекса Российской Федерации в части проведения Казначейством безакцептного списания денежных средств с лицевых счетов муниципальных образований края в пользу предприятий и организаций без распоряжения финансовых органов муниципальных образований и наличия договоров(соглашений), содержащих условия проведения безакцептного списания средств третьими лицами.

Так, в проверяемом периоде департаменту по жилищно-коммунальному хозяйству и топливным ресурсам администрации Приморского края в счет оплаты централизованной поставки топлива с лицевых счетов всех муниципальных образований края, открытых в Казначействе,перечислены средства в сумме 83857,82 тыс. рублей.

В адрес КГУП«Примтеплоэнерго» перечислено 114519,35 тыс. рублей с лицевых счетов муниципальных образований г. Находка, г. Партизанск, г. Уссурийск и Уссурийский район, Черниговский район.

В адрес ОАО «Дальэнерго» перечислено 1500,0 тыс. рублей с лицевого счета муниципального образования Черниговский район.

Установлено также нарушение статей 31 и 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации, так как средства в сумме 6132,0 тыс. рублей, предназначенные на текущие компенсационные выплаты на питание обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях края, были направлены на основании распоряжения губернатора Приморского края в адрес ООО «Фреско-Снаб » .

Использование вышеуказанных средств осуществлялось с нарушением принципа их адресности и целевого характера.

По результатам проведенной проверки были направлены следующие документы: представление начальнику ГУ Приморское казначейство, представление губернатору Приморского края, обращение к прокурору Приморского края.

По результатам проведенных проверок выявлено, что общая сумма неэффективно[3]и нерационально использованных средств составила 721898,99 тыс. рублей(из нее за 2004 год — 211472,59 тыс. рублей). В том числе: по КГУП«Государственное агентство по продовольствию Приморского края» — 36074,1 тыс. рублей (остаток 47 единиц сельскохозяйственной техники и оборудования), по департаменту сельского хозяйства и продовольствия администрации Приморского края — 247929,5 тыс. рублей (не возвращенные в срок кредиты), по управлению бухгалтерского учета и отчетности администрации Приморского края — 66916,5 тыс. рублей (150 тыс. рублей — расходы по проведению инвентаризации дебиторской и кредиторской задолженности, 66766,5 тыс. рублей — дебиторская задолженность за предприятиями по краевой целевой программе «Электронное Приморье»), по ОАО «Приморскагропромснаб» — 153431 тыс. рублей (131476,4 тыс. рублей — невозвращенные кредиты, 21954,6 тыс. рублей — 100 единиц техники и оборудования, которая представляет собой омертвленные материальные ценности),по ОАО «ДВ Стройсвязькомплекс» — 5625,6 тыс. рублей (3325,6 тыс. рублей — остаток денежных средств по программе «Строительство индивидуального жилого дома в сельской местности», находится в распоряжении ЗАО «ДВ Стройсвязькомплекс» , 2300 тыс. рублей - работы не выполнены, средства находятся в распоряжении ЗАО «ДВ Стройсвязькомплекс» ), по ГСУ ССЗН «Седанкинский дом-интернат для ветеранов» — 449,7 тыс. рублей (перерасход утвержденного фонда оплаты труда за I полугодие 2004 года), по КГУП «Примтеплоэнерго» — 211472,59 тыс. рублей, (136062,72 тыс. рублей — изменение закупочной цены по нефтепродуктам, 75409,87 тыс. рублей— проведение отбора по поставке угля по ценам без учета НДС и железнодорожного тарифа).

По результатам контрольных мероприятий установлены потери бюджетов всех уровней в сумме 20582 тыс. рублей (в том числе по 2004 году — 3320,7 тыс. рублей), из нее13064,6 тыс. рублей — потери краевого бюджета, 7517,4 тыс. рублей - потери бюджета муниципального образования г. Артем.

Из общего числа проведенных проверок 7 составили контрольные мероприятия по отдельным вопросам исполнения краевого бюджета за 2003 год. Результаты этих, а также всех остальных проверок были использованы при подготовке заключения Палаты к отчету об исполнении краевого бюджета за 2003 год.

Для устранения выявленных нарушений по результатам контрольных мероприятий было направлено 6представлений руководителям проверяемых организаций и предприятий, 12представлений — на имя губернатора Приморского края, 6 обращений — к прокурору Приморского края. Не получены ответы на 9 представлений, срок исполнения которых истек, из них на 5 — адресованных администрации Приморского края.Большинство полученных нами ответов носит формальный характер и не подтверждает устранение нарушений и наказание виновных. Следует отметить, что участилась практика неподписания справок проверок использования средств краевого бюджета,направленных на ознакомление, распорядителями кредитов и бюджетополучателями. Так,за 2004 год количество неподписанных справок — 9, из них 4 не подписаны администрацией Приморского края, 3 — департаментом финансов, 1 — государственным учреждением Приморское казначейство, 1 - государственным учреждением здравоохранения «Приморский краевой диагностический центр».

Всего по итогам работы за год сумма средств, возвращенных в краевой бюджет, составила 2623,2 тыс. рублей. В том числе: по управлению бухгалтерского учета и отчетности администрации Приморского края — 533,9 тыс. рублей (383,9 тыс. рублей — страхование отстроительно-монтажного риска, 150 тыс. рублей — расходы на приобретение мебели),по ОАО «Приморскагропромснаб» — 696,3 тыс. рублей (не израсходованные по назначению), по ГУЗ ПКДЦ — 634 тыс. рублей (нецелевое использование средств на приобретение дорогостоящих медицинских препаратов),по комитету по управлению государственным имуществом Приморского края - 759 тыс. рублей (19 тыс. рублей — дивиденды по акциям, 698 тыс. рублей — средства от продажи военного имущества, 42 тыс. рублей — прибыль унитарных предприятий).

В соответствии с требованиями Закона Приморского края «О контрольно-счетной палате Законодательного Собрания Приморского края» результаты контрольных иэкспертно-аналитических мероприятий, а также иные вопросы рассматривались на заседаниях коллегии контрольно-счетной палаты. За отчетный период было проведено 12 заседаний коллегии контрольно-счетной палаты.

Координации деятельностиконтрольно-счетных органов Дальневосточного федерального округа было посвящено совместное заседание парламентской ассоциации «Дальний Восток и Забайкалье» и отделения Дальневосточной ассоциации контрольно-счетных органов в декабре 2004 года в г. Владивостоке. В работе ассоциации приняли участие представители Палаты.

В целях усиления взаимодействия с органами местного самоуправления председатель Палаты принял участие в выездном семинаре-совещании руководителей представительных органов местного самоуправления в Приморском крае, где выступил с докладом «Об основных направлениях деятельности контрольно-счетной палаты Законодательного Собрания Приморского края».

В 2004 году был открыт официальный сайтконтрольно-счетной палаты Законодательного Собрания Приморского края.

Данный сайт обеспечил доступность результатов работы Палаты. На нем размещены последние новости её работы, полные тексты заключений,методические документы, внутренние документы, регламентирующие деятельность Палаты, нормативно-правовая база сферы деятельности Палаты с учетом внесения в нее дополнений и изменений, телефоны сотрудников, публикации в средствах массовой информации.

Существующие правовые условия в целом позволили Палате достаточно эффективно выполнять возложенные на нее задачи. В то же время правовое обеспечение деятельности палаты, недостатки которого снижают эффективность контрольной работы, нуждается в дальнейшем совершенствовании.

Считаем, что следует урегулировать в краевом административном кодексе в сфере бюджетного законодательства некоторые полномочия Палаты, в частности, составление административных протоколов, обращений в суд с исками, применение мер принуждения к нарушителям бюджетного законодательства,так как федеральным законодательством по сути не принято ни одного нормативного акта, направленного на повышение эффективности и результативности государственного финансового контроля.

Внесение предлагаемых Палатой изменений и дополнений в действующее законодательство позволили бы в большей степени реализовать наш потенциал как постоянно действующего органа финансового контроля.

Важным шагом на пути повышения результативности контрольных мероприятий, осуществляемых Палатой, является контроль за устранением выявленных ранее нарушений.

В настоящее время проверками Палаты может быть охвачено свыше 130 объектов, финансируемых из краевого бюджета. Численность аудиторского направления на сегодняшний день (6 аудиторов и 1 специалист) не позволяет осуществить проведение не только повторных проверок, но и всех проверок по запросам депутатов. В связи с этим существует необходимость увеличения штатной численности аудиторского направления Палаты.




Председатель
контрольно-счетной палаты
Законодательного Собрания
Приморского края
А. Н. Сухов




[1]Незаконное использование бюджетных средств — это направление и использование бюджетных средств с нарушением законодательства Российской Федерации.

[2]Нецелевое использование бюджетных средств — направление и использование бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения.

[3]Неэффективное использование бюджетных средств — это использование бюджетных средств, не обеспечивающие достижение нужного результата или заданных результатов с использованием определенного бюджетом объема средств или установленных в соответствии с нормативными правовыми документами Российской Федерации обоснованных расчетных материалов.