ГлавнаяНовостиДеятельностьВакансииОбратная связьКСО МО краяНормативная базаПротиводействие коррупции

Рассылки

23 сентября 2016 года состоялось заседание Круглого стола на тему: «Практика проведения аудита эффективности использования государственных и муниципальных средств в Дальневосточном федеральном округе»

23 сентября 2016 года в рамках работы Ассоциации контрольно-счетных органов при Счетной палате Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе, в школе Экономики и Менеджмента Дальневосточного Федерального университета, состоялось заседание Круглого стола на тему: «Практика проведения аудита эффективности использования государственных и муниципальных средств в Дальневосточном федеральном округе».

 

В мероприятии принимали участие члены президиума, члены Совета контрольно-счетных органов при Счетной палате Российской Федерации, руководители муниципальных контрольно-счетных органов Приморского края, а также директор школы Экономики и Менеджмента – Гаффорова Елена Борисовна, заместитель руководителя Управления Федерального казначейства по Приморскому краю – Якименко Инга Федоровна, заместитель директора департамента финансов Приморского края – Снитко Наталья Викторовна.

Приветственным словом открыл Круглый стол председатель Контрольно-счетной палаты Приморского края Виноградов Дмитрий Александрович.

 

В своем выступлении он отметил, что практика проведения аудита эффективности в Контрольно-счетной палате Приморского края невелика. Первый полноценный аудит был проведен совместно со Счетной палатой Российской Федерации по теме «Аудит эффективности оказания высокотехнологичной медицинской помощи населению Российской Федерации» в 2011 году. В 2014 году был проведен аудит на тему «Эффективное использование медицинского оборудования, закупленного для учреждений здравоохранения Приморского края в целях реализации краевой целевой программы модернизации здравоохранения Приморского края на 2011-2013 годы».

Дмитрий Виноградов особо подчеркнул, что аудит эффективности – это, прежде всего, оценка экономности и результативности использования бюджетных средств. Поэтому, в ходе проведения аудита эффективности использование медицинского оборудования, проводилась оценка экономичности, продуктивности и результативности использования государственных средств, выделенных на закупку отдельных видов медицинского оборудования, использования оборудования, устанавливались причины, ограничивающие доступность своевременной и качественной медицинской помощи для граждан Приморского края.

Результаты проведенного аудита показали неэффективное использование средств при наличии потребности медицинских учреждений в приобретении медицинского оборудования, нарушение сроков эксплуатации медицинского оборудования, неукомплектованность квалифицированными кадрами.

«Итоги аудита были рассмотрены на комитете по социальной политике Законодательного Собрания Приморского края с привлечением руководителей проверенных учреждений. В результате было принято решение провести проверку исполнения представления в 2015 году. Эту проверку мы провели и установили, что департаментом здравоохранения Приморского края представление исполнено практически в полном объеме. Таким образом, проведенный аудит эффективности улучшил качественные характеристики процесса функционирования проверенных учреждений и способствовал повышению качества контроля за бюджетными средствами со стороны департамента здравоохранения. Мы считаем, что назрела необходимость проведения аудита эффективности как на уровне субъектов, так и на муниципальном уровне, в виду того, что он нацелен на получение максимального эффекта при осуществлении внешнего государственного и муниципального контроля» - отметил в своем выступлении Председатель Контрольно-счетной палаты Приморского края.

 

Выступая перед участниками Круглого стола, Председатель Контрольно-счетной палаты Хабаровского края, Председатель отделения Совета контрольно-счетных органов в Дальневосточном федеральном округе – Кондрашов Владимир Владимирович выразил свое мнение в части самой формулы эффективности: «Если бы норма при приеме на работу работодателя и получателя должности была определена в договоре об эффективности, тогда это была бы сдерживающая система. На сегодняшний день нет общего мнения что такое эффективность. Методические рекомендации разрабатываются и думаю, что мы получим универсальный вариант оценки эффективности».

Так же Владимир Кондрашов рассказал о первом опыте Контрольно-счетной палаты Хабаровского края в проведении аудита эффективности в медицинских учреждениях. В результате проверки перинатального центра аудиторы пришли к выводу, что главному врачу было выгодно не получать деньги на бесплатную медицинскую помощь. Так же аудиту эффективности подверглась программа доступного жилья, помощь молодым семьям, сельское хозяйство.

 

В своем выступлении Председатель Счетной палаты Саха (Якутия) – Марков Егор Егорович отметил, что несмотря на то, что за период деятельности Счетной палаты отдельного аудита эффективности, как самостоятельного контрольного мероприятия – не проводилось, зато были проведены контрольные мероприятия с элементами аудита эффективности. Одна из главных причин недостаточно быстрого внедрения аудита эффективности заключается в недостаточной нормативной и методической основе для проведения аудита.

«Аудит эффективности возможно проводить только тогда, когда будут приняты решения на всех уровнях бюджетного процесса, ориентированные на эффективность результатов. Должна появиться непосредственная заинтересованность в этом получателей государственных финансовых средств с одновременным ужесточением ответственности в случае неэффективного управления ими» - в завершении отметил Егор Марков.

 

Председатель Контрольно-счетной палаты Камчатского края – Лозовский Сергей Владимирович в своем докладе сделал акцент на то, что хоть вопросы аудита эффективности в течении последних 5 лет неоднократно становились предметом обсуждения на различных совещаниях и конференциях контрольно-счетных органов, но до сих пор нет единообразия в понимании его содержания и основных правил проведения. Существует потребность в выработке единых подходов к выбору критериев оценки эффективности бюджетных расходов, а также к порядку их применения для различных отраслей и видов расходов.

«Вместе с тем, работа по данному направлению ведется. Контрольно-счетной палатой Камчатского края проводятся контрольные мероприятия с элементами аудита эффективности, а в 2014 году был проведен аудит эффективности и результативности использования бюджетных средств, направленных на реализацию комплекса мер по модернизации региональных систем общего образования в 2011-2013 годах» - отметил в своем выступлении Сергей Лозовский.

 

Выступая перед участниками Круглого стола, заместитель Председателя Контрольно-счетной палаты Приморского края Волкова Валентина Васильевна остановилась на работе, проводимой Контрольно-счетной палатой Приморского края, особое место уделив итогам контрольного мероприятия по вопросу законности и эффективности использования оборудования в краевых медицинских учреждениях при оказании платных услуг в 2015 году.

Валентина Васильевна: «Материалы проверки легли в основу изменений, внесенных депутатами Законодательного Собрания в закон “О здравоохранении в Приморском крае”. С июня 2016 года в статье 16 “Платные медицинские услуги в медицинских организациях” закона четко прописана обязанность медицинских организаций в обеспечении граждан бесплатной доступной и достоверной информацией по оказанию платных медицинских услуг; обязанность уполномоченного органа в установлении порядка определения цен на медицинские услуги с учетом определенных условий».

 

Заместитель Председателя Контрольно-счетной палаты Еврейской автономной области – Макатрова Светлана Николаевна в качестве информации о практике применения Контрольно-счетной палатой Еврейской автономной области проведения аудита эффективности использования государственных средств сообщила, что аудит эффективности не осуществляется, за исключением аудитов, проведения которых предложено Счетной палатой Российской Федерации по разработанным ею методикам, содержащим в том числе вопросы и критерии оценки эффективности использования средств. Основными причинами, по которым проведение аудита эффективности государственных средств не стало основным типом финансового контроля, по словам Светланы Николаевны являются: недостаточная численность работников; отсутствие законодательного определения неэффективного использования бюджетных средств; недостаточная правовая и методическая база, необходимая для осуществления аудита; отсутствие средств, необходимых для повышения профессионального уровня работников.

«Однако, учитывая необходимость и важность повышения эффективности бюджетных расходов, несмотря на вышеназванные проблемы, связанные с проведением аудита эффективности использования государственных средств, в Контрольно-счетной палате ведется работа по его внедрению, в том числе разработан Стандарт по проведению аудита эффективности использования государственных средств» - в завершении своего выступления отметила Светлана Николаевна.

На заседании Круглого стола также с докладами выступали: аудитор Контрольно-счетной палаты Амурской области Кожинова Елена Васильевна; аудитор Счетной палаты Чукотского автономного округа – Петрусёва Любовь Александровна; аудитор Контрольно-счетной палаты Сахалинской области Бондарчук Карина Геннадьевна; Председатель Контрольно-счетной палаты Находкинского городского округа – Гончарук Тамара Александровна.

 

Докладчиками были озвучены основные этапы проведения аудита эффективности, выбор целей и разработка критериев эффективности на примерах проведения аудита эффективности долговой политики в Амурской области; аудита эффективности расходования государственных финансовых ресурсов на здравоохранение в Чукотском автономном округе в 2004 и 2012 году; аудита эффективности использования бюджетных средств, направленных на обновление основных фондов в рамках реализации федеральных и региональных государственных программ в Сахалинской области. Также, особого внимания заслужила практика Контрольно-счетной палаты Находкинского городского округа в оценке эффективности бюджетных расходов в процессе реализации муниципальных программ.

В принятой по итогам заседания Круглого стола Резолюции решено: продолжить осуществление аудита эффективности органами государственного и муниципального финансового контроля в Дальневосточном федеральном округе; предложить отделению Совета контрольно-счетных органов при Счетной палате Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе рассмотреть вопрос об обращении в Президиум Совета контрольно-счетных органов при Счетной палате Российской Федерации с предложением о внесении изменений в Федеральный закон от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» в целях приведения его в соответствие с Бюджетным кодексом Российской Федерации (статьей 157), дополнив основные полномочия контрольно-счетных органов аудитом эффективности.

 

 

Назад к списку новостей